В условиях, когда современность не может подарить дагестанцам новых героев, приходится обращаться к истории и вспоминать о выдающихся личностях прошлого.
На ум сразу приходит имам Шамиль. В своё время, лет эдак десять назад, я недоумевал по поводу всеобщей истерии в республике относительно этого, безусловно, легендарного человека. Именно в этот период его именем был назван один из главных проспектов столицы, выпускалось значительное количество книг, проводилось множество совещаний, была учреждена награда, названная его именем, и даже поставлен балет. Причиной же моего недоумения были происходящие в тот момент события на территории Чеченской Республики. Там тёзка имама Чечни и Дагестана Шамиль Басаев сотоварищи пытался всеми правдами и неправдами установить независимость и шариатское правление на своей исторической родине. И вот в свои пятнадцать лет я не мог понять: почему человека (имама Шамиля), воевавшего за то, за что воюет Шамиль Басаев, называют национальным героем и чуть ли не канонизируют? К обоим Шамилям в то время я испытывал неприязнь.
Теперь я думаю: а если бы имам Шамиль со своими взглядами и методами жил в наше время, как бы его назвали?
Ну ладно, имам Шамиль, который защищал независимость Чечни и Дагестана, а вместе с тем и жизненные устои горцев от российского царя. А как бы оценили сегодня действия того, кто выступал уже против этого самого царя? Того, в чью честь названа Махачкала? Ведь Махач Дахадаев не сражался против внешнего врага, напротив, он насаждал «красные» идеи в Дагестане. Спрашивал он наших предков, желают ли они жить в социалистическом государстве? Добровольно ли наши деды и прадеды расставались со своим имуществом? Как назвать методы, которыми последователи Ленина насаждали свою идеологию? Или эти методы разрешались законом, действующим в то время? Честно говоря, я, воспитанный российской идеологической машиной, назвал бы этих людей террористами и экстремистами. Признак у них один – вооружённая борьба против действующей власти. Но человечество уже давно привыкло к двойным стандартам, нет у него общепризнанного мерила человеческих действий.
Может, тогда стоить восстановить историческую справедливость и переименовать проспект имама Шамиля обратно в улицу Дагестанскую, а Махачкалу – в Порт-Петровск?
Номер газеты
- 13 просмотров