Не сумев за почти 20-летнюю новейшую историю выработать какую-либо идеологию, сегодня Россия столкнулась с тем, что ей нечего противопоставить исламским фундаменталистам. Руководство страны не придумало ничего лучше, кроме как поручить идеологическую борьбу против северокавказских экстремистов северокавказским же муфтиятам.
Это решение в очередной раз продемонстрировало непонимание Кремлём проблемы. Хотя некоторые усмотрели в этом шаге уловку Кремля, который пытается показать народам Кавказа, что он старается урегулировать проблемы мирным путём, но так как это не получается, то ему приходится действовать как получается: АКМ, КТО, СКПО и т. д. и т. п.
Цель этого материала – не столько в очередной раз оголить и без того известные минусы Духовного управления мусульман Дагестана и схожих общественных организаций, сколько рассмотреть лишь политический аспект – способно ли сегодня духовенство справиться с задачей, которую на него возложило руководство страны, и есть ли вообще желание бороться с экстремизмом?
Назначил любимой женой
Как ни парадоксально, но текущее вооружённое противостояние на Северном Кавказе сыграло на руку духовным управлениям и мусульманам России. Надеясь на то, что ДУМ смогут повлиять на умы молодёжи и отвадить её от радикальных идей, Кремль сегодня готов пойти на ряд уступок, о которых ранее традиционные мусульмане не могли и заикнуться.
Экстремизм стал предметом для торга, а как иначе можно воспринять просьбы муфтиев к президенту о финансовой помощи для мечетей и просветительских проектов?
Например, муфтий Дагестана Ахмад-хаджи Абдуллаев, уловив великодушные настроения властей, предложил узаконить в республике многожёнство. Ведь на поверку оказалось, что не так уж много официально закреплённых прав было у мусульман республики, и теперь эти права в спешном порядке расширяются – так, глядишь, и до шариатских судов в альтернативу мировым дойдут.
Но если свою часть договора государство выполнит, предположим, законодательно позволит существовать исламскому банку и др., то муфтиятам нечем будет отплатить за такую «щедрость», так как они по-прежнему не пользуются авторитетом у определённой части верующих, особенно тех, кто сидит на «лесной» скамейке запасных.
В Дагестане, например, это обусловлено тем, что представители ДУМД – сторонники одного из течений (суфизм), и пока нет предпосылок к тому, что в эту организацию войдут представители различных ответвлений ислама. Хотя это помогло бы создать видимость того, что мнение всех верующих представлено на высоком духовном уровне, и сгладило бы некоторые противоречия.
Но, судя по всему, монополия суфиев в ДУМ Дагестана продолжится, и дело тут даже не в том, что нынешнее его руководство не желает пускать в организацию представителей других течений. Может быть, в современных условиях и перед лицом грядущих угроз оно и радо было бы принять в свои ряды и оппозиционно настроенных братьев по вере, но таким образом духовенство может лишиться доверия и той части своей паствы, которая ей верна. Как, впрочем, не станет ДУМД противоречить себе и инсталлировать в жизнь некоторые атрибуты ислама, которые ранее были признаками ваххабитов (борода, короткие штаны и т. д.), показывая тем самым, что государство сняло некоторые ограничения для верующих.
А вот от чего действительно может отказаться ДУМД, оглядываясь на убийства своих адептов, – так это от критики экстремистов. Наводит на эту мысль и недавнее выступление муфтия Дагестана на расширенном заседании антитеррористической комиссии РД, где он выступил с довольно внушительной речью, однако избегал определений «терроризм», «экстремизм», «ваххабизм». Суть его выступления тогда сводилась к тому, что в критическом состоянии современного дагестанского общества виноваты все его члены, нравственные устои которых находятся в явном упадке. И это наиболее трезвая оценка ситуации, высказанная в последнее время официальным лицом, хоть и расходящаяся с очень модной версией, утверждающей что экстремизм – продукт, поставляемый из-за рубежа.
Мудрец Паша
Существование самих ДУМ в их сегодняшнем виде, скорей всего, тоже находится под угрозой. Во-первых, Кремль, в принципе, не понимает проблем, возникающих в мусульманской среде. Вспомнить хотя бы фразу Владимира Путина о том, что большинство мусульман России – это шииты.
Очередной же иллюстрацией этого непонимания может служить тот факт, что президенты страны, как бывший, так и нынешний, из всех представителей духовенства с особым вниманием относятся к лидеру азербайджанских шиитов Аллах-шукюру Паша-заде, который возглавил недавно созданный Консультативный совет мусульман СНГ. Это, по всей видимости, не понравилось главам российских ДУМ, некоторые из которых показательно бойкотируют работу организации под председательством азербайджанского духовного лица.
Такое отношение к Паша-заде можно объяснить лишь политической конъюнктурой: духовный лидер Азербайджана довольно весомая фигура в своей стране, а Россия сегодня борется с США за дружбу с приграничными странами (вторая и третья Грузия Кремлю не нужны, да и газовое партнёрство двух стран играет непоследнюю роль).
Что же касается противодействия экстремизму, то тут Паша-заде не имеет никакого влияния, если не считать экстремистских настроений, прилив которых он, по всей видимости, провоцирует у представителей суннитского духовенства.
Так в чём же опасность для духовных управлений? Призыв Медведева к антиэкстремистской деятельности приведёт к тому, что духовные управления развернут кампанию по масштабному исламскому призыву: есть информация, что на одном из федеральных каналов планируется запуск проповеднической передачи, а это, в свою очередь, вызовет новую волну интереса к религии. А люди, которые захотят изучать ислам, могут не удержаться от соблазна узнать, на чём основывается идеология исламских фундаменталистов. И тут может быть обратный эффект – когда число сторонников радикального ислама возрастёт. Ведь первая волна экстремизма также была связана со временами возрождения ислама в России. И что пагубней всего для российских властей – экстремизмом могут заразиться и регионы с преимущественно русским населением.
Другие фундаменталисты
Поняв, что действия ДУМ, не справившихся с поставленной задачей, произвели обратный эффект, государство может пустить под жернова антитеррора и их отдельных представителей (уже есть прецеденты, когда книги, одобренные председателем Совета муфтиев РФ Равилем Гайнутдином, признавались экстремистскими).
В Дагестане некоторые эксперты, судя по всему, также относятся скептически к представителям духовенства. Так, на встрече Муху Алиева с религиозными деятелями завотделом социологии Института ИАЭ ДНЦ РАН Заид Абдулагатов назвал духовенство и кадры, которое оно готовит, фактически фундаменталистами. Такого же мнения придерживаются и некоторые журналисты федеральных СМИ. А председатель СКП РФ Александр Бастрыкин и вовсе заявил: «Не будем забывать и о том, что сознание проживающих там (на Северном Кавказе. – Прим. ред.) людей в значительной степени “заражено” экстремизмом и агрессией».
И эта точка зрения, вероятно, может быть взята за основу, когда власти поймут невыгодность для себя лояльных мусульман. История ведь имеет яркие примеры того, как правительство страны расправлялось с исламским патриархатом, когда в нём отпадала необходимость или он становился опасным фактором.
Президент Дмитрий Медведев, похоже, искренне обеспокоен будущим страны: антикоррупционная и антиалкогольная кампании, одобрение на введение в школах основ религии говорят об этом. Однако сегодня это уже запоздалые меры для целого поколения российских людей, которое не стремится воспроизводить будущее поколение. Но в кавказской проблеме у Медведева и Ко есть всё такое же непонимание. Такое же непонимание демонстрирует Муху Алиев, когда призывает к преследованиям и родственников боевиков, укрепляя тем самым их уверенность в собственной правоте в противостоянии власти. Правда, некоторые руководители на местах пытаются уверить начальство в правильности его действий, говоря и делая то, что это оно хочет увидеть. Так, по информации «ЧК», представитель руководства Кизилюртовского района всерьёз обсуждал с местным активом возможность предложить новому министру ВД ввести режим КТО в районе и организовать народные дружины по борьбе с экстремизмом.
Непонимание, а значит невозможность решения проблемы радикального ислама на Северном Кавказе, способно привести Россию к выводу, что единственный способ справиться с ним – это делать то, что она по-настоящему умеет, – воевать.
Номер газеты
- 1 просмотр