Хорошо быть рабом. Тебя кормят, поят, дают жилье, обеспечивают работой, бесплатно лечат и бесплатно учат. Хорошо! Ни о чем не надо думать, ни о чем не надо беспокоиться. Хозяин думает. Хозяин беспокоится. В случае чего можно у хозяина и потребовать: «А компот!?»
На свободе — трудно. На свободе самому надо думать. И о работе, и о доме, и о еде. Зачем нам это? Помните культовый советский фильм «Джентльмены удачи»: попавший по своей глупости на свободу Василий Алибабаевич, поголодав, горько восклицает: «А в тюрьме сейчас хорошо — макароны!»
И коровой быть хорошо. Как услышишь по колхозному радио, что в новой пятилетке рацион буренок значительно расширился, так сразу в глазах слезы благодарности родному правительству. Правда, доят. Но что поделаешь? Такова жизнь...
Что это меня вдруг так занесло? А ведь предупреждали: нельзя смотреть дагестанское телевидение. Черт попутал. Расслабился. Подумал, если в прямом эфире да еще «Новый ракурс»... Но чудес не бывает. Проверено. Я несколько передач смотрел. Последние были о продовольствии. Нет, не для коров. Для нас с вами. Так вот, уважаемые, скажите, каков ваш прожиточный минимум?
В советское время решение подобных вопросов партия и правительство простым смертным не доверяли. Знали: только позволь, сразу в этот минимум ананасы с шампанским впишут. А где на всех ананасов набрать? Поэтому подход был чисто научный. Партия разрабатывала «Продовольственную программу», а институты высчитывали прожиточный минимум, ну и корзину... Подсчитали институты все продовольствие в стране и поделили на число едоков. Получилась потребительская корзина. Но научный подход предполагает эксперименты. А эксперименты на людях сразу ставить нельзя. Решили ставить на коровах. Коровы оказались несознательными. Не принимали программу партии. Съедали корзину вместе с ручками да все равно дохли от голода.
Засомневались ученые. Может, ВВП неверно был рассчитан? А что такое ВВП? Валовой внутренний продукт. Что он показывает? Ничего. Это как средняя температура больных в больнице. Бессмыслица. Один больной вчера помер, в морге лежит. Температура у него ноль градусов. Другой — только что помер, температура у него комнатная, 20 градусов. У остальных десяти — жар, по 42 градуса, горят. В среднем получается 36,6 градуса. Все в порядке. Поэтому решили ВВП не трогать. Тем более, что сверху говорят: он постоянно растет. Что делать? Наука есть наука, особенно советская, поэтому все должно быть измерено до копейки и в режиме социалистического реализма, и никаких промежуточных решений, никаких коров. В народ! Там экспериментировать будем.
Но тут, к счастью, обнаружилась книга Вазифа Мейланова «Заметки на полях советских газет». А в ней — письмо Р.Измайловой о потребительской корзине средней советской семьи с высшим образованием. Со всеми расчетами. Письмо было адресовано в «Комсомольскую правду». Но газета подкачала. Письмо не заметила. Спасибо Мейланову — сохранил. Приведем отрывок.
«...Итак, бюджет моей семьи, реальный доход в настоящее время, ежемесячный:
Муж — 140р., я — 81р. (после вычета подоходного налога, взносов, госстраха за детей). Значит, я ежемесячно имею 221р. Из них я ежемесячно трачу:
12р. 50коп. — детский сад за 1-го ребенка;
12р. 50коп. — детский сад за 2-го ребенка;
15р. — квартирная плата, включая коммунальные услуги;
16р. — транспорт;
15р. — мой обед на работе: 70 коп. в день, дешевле не пообедаешь;
15р. — обед мужа;
10 р.— сигареты;
Итого: 90р. — ежемесячно.
Далее. В течение месяца или у мужа, или у меня на работе, у друзей кто-то родится, кто-то защитится, праздник или день рождения. Назову минимальную сумму расхода — 10р.
Итак, 100 рублей нет.
Остается 121р.
Чтобы приготовить завтрак и ужин, а в воскресные, субботние и праздничные дни — обеды, нужно 100-120 р. в месяц.
Вот смотрите, самые скромные, заниженные подсчеты в сутки на 4-х человек.
4 яйца — 40 коп.
100 г сливочного масла—35коп.
0,5 кг хлеба—15коп.
100 г сыра—20коп.
1 кг картофеля — 20 коп. (хотя цена его на рынке 50-60 коп., а весной — 80-90 коп.)
0,5 кг мяса — 1 руб.
1кг яблок — 50-60 коп. (детям необходимо)
Итого: З р. х 30 дней = 90 р.
Но этот перечисленный минимум — чуть лучше, чем впроголодь, естественно, мои расходы и составляют не 90 р., а 100-120 р.
Итак, наш месячный доход 221 р. исчерпан».
Одеваться, мыться, ходить в кино, читать книжки советскому человеку с высшим образованием не нужно. Кормежка есть — и хватит. Да, счастливая была жизнь в 70-х годах. До сих пор многие с тоской вспоминают.
Обрадовались научные работники и доложили об инициативе низов. Идиоты. Забыли, где живут?! И получили за инициативу разнос. Корзину переписали. А в книге Мейланова, кроме письма, еще много интересного нашли. И его, конечно, за написание книжки посадили. На 7 лет.
Вопрос с корзиной был решен. А как быть с прожиточным минимумом? На этот раз советские ученые не подкачали. С их-то опытом! Подсчитали все вплоть до грамма. Назвали результат нормой «9-б». На ком бы теперь эту норму испытать? А вот Мейланов в тюрьме сидит, в ШИЗО бездельничает. Исправительно-принудительным трудом исправляться не желает. Так на нем давайте и испытаем. Что такое ШИЗО? Об этом и о норме 9-б — в книге Вазифа Мейланова «Опыт частной политической деятельности в России» (стр. 497):
«...Что такое ШИЗО? Это очень интересное место, но скоро о нем не расскажешь. Интересно в ШИЗО с питанием. Один день дают так называемую норму 9-б: 450 г хлеба, 250 г картошки, 200 г кислой капусты, 50 г крупы, 60 г рыбы, 10 г муки, 6 г растительного масла, 20 г соли. На другой день дают 450 г хлеба и два раза в сутки кипяток. Так и чередуют. Чая — ноль, сахара — ноль, мяса — ноль, фруктов — ноль, свежих овощей — ноль. Прогулок в ШИЗО не положено...»
Наш человек на этой норме, конечно, день продержится. А неделю? А месяц? Вот верующие целый месяц пост держат. Только полдня кушают. Говорят — тяжело это. Испытание. А два месяца? И кушать через день и по пониженной норме? А полгода подряд по норме 9-б? А полтора года? Дальше испытания пришлось прекратить. Срок заключения в тюрьме Мейланова закончился. «На ссылку я увозился из карцера (ШИЗО)» (там же, стр. 164). Но результаты были получены.
Итак, советской наукой все рассчитано: и корзина, и норма. А дагестанское телевидение об открытиях советских ученых не знает и целую неделю опрашивает трудящихся, довольны ли они своим минимумом. Пытается ТВ дискуссию организовать. Но найти дагестанца, который был бы доволен своим минимумом и заявил бы, что денег ему хватает, — не удалось. Странно.
Пригласили директоров госхлебозаводов. Те дают советы, какой хлеб покупать. Правда, «архивариус» напоминает, что в 91-92 годах из-за провала работы этих хлебозаводов люди с 4-х утра занимали очереди за хлебом. И если бы не частники, что быстро понастроили пекарни, понавезли муку и катастрофу отвели, еще неизвестно, чем бы все закончилось. Но «мавр сделал свое дело, мавр может умереть». Частники нас спасли. Казну налогами наполнили. Теперь пусть не мешают на эти налоги опять «общаковое» производство организовывать. Да! И помощь государства госхлебозаводам и прочим ГУПам и МУПам. Иначе этих частников никак не одолеть. Конкуренция, понимаешь, должна быть добросовестной... Говорите, что хлебозаводы не государственные? Что они — ОАО? Может быть. Тогда почему им госпомощь? И что такое «госпомощь»?
Дагестанцы любят спорт. Уважают чемпионов. Но что бы дагестанцы сказали о спортсменах, которые бы ныли по всем телеканалам о необходимости судейской помощи? Мол, без помощи судьи им никак не победить. Наверное, сказали бы, что это не спортсмены. Но государство и есть судья на общем поле человеческой деятельности. Тогда почему считается достойным выпрашивать для себя госпомощь?
Ну и о культуре тоже поговорили. О духовной, так сказать, пище. Пригласили аксакала, который сразу заявил, что раньше культура у горцев была, а теперь, понимаешь, ее нету. Раньше родная партия все разрешала: и адаты, и мечети, и память предков. Но найти того негодяя, который сегодня дагестанцам запрещает джамааты организовывать, годеканы собирать и адаты соблюдать, так и не удалось.
Тоскующих по кормушке — очень много. Мечтающих о бесплатном (т.е. за чужой счет) — еще больше. Желающих «справедливо распределять народное добро» — каждый второй. Это — громадная сила. Любители дармовщины, управляемые авантюристами и вооруженные «справедливыми» идеями и «научными» теориями, превратили весь XX век для России в сплошной кошмар. И все по одной причине: слишком мало было тех, кто не желал быть скотами и отказывался принимать «научно» выверенные нормы питания и содержания.
Комментарий «ЧК»Давуд Зулумханов относится к тому небольшому числу людей, чьи статьи отличаются простотой и доступностью.
Процесс, происходящий в умах умеющих читать (хотя бы по слогам), можно назвать «прояснение сознания». Сам Давуд утверждает, что «…трезво излагать может тот, кто также трезво мыслит». А трезвость мысли это, как ни странно, очень редкое качество, потому что, особенно в последнее время, мало кто может устоять против массового оболванивания населения официальными СМИ.
Данная статья вносит ясность в государственную политику, направленную на удержание населения от вымирания. Основной тезис этой политики: если вы еще существуете, то не все так плохо. Граждане великой державы на грани выживания в начале XXI века — такой сюрреализм Тарковскому и не снился. Наш корреспондент попытался разобраться в смысле очень странного словосочетания «прожиточный минимум». ]§[
- 2 просмотра