Наиболее древние из найденных орудий труда относятся к начальным стадиям палеолита. Это свидетельствует о том, что человек появился на территории Дагестана около 300 тыс. лет тому назад. Наиболее древние каменные орудия труда в Дагестане обнаружены в урочище Чумус-Иниц (на границе Кайтагского и Дербентского районов), что в переводе с кайтагского языка означает Солёный Родник. Они относятся кашельской эпохе. Здесь найдены крупные, массивные обломки кремния, которым отбивкой придана определённая форма, удобная для обработки дерева, разделки туш животных, выскабливания их шкур, разгребания земли, то есть для охоты и собирательства. Все эти изделия сходны с другими находками на Кавказе той эпохи.
Название «Дагестан» появляется в источниках в более позднее время. Этимологически термин «Дагестан» стоит в одном ряду с предшествующими терминами, означающими «страна гор». В отличие от них, термин «Дагестан» приблизительно с XVI в. вытесняет все остальные географические термины и отныне начинает существовать как признанное и наиболее употребительное собирательное название всей территории Дагестана. Арабские источники чаще всего дают названия конкретных политических единиц: Баб ал-авваб (Дербент), Страна лака, Табасаран, Серир (Авария), Маскут, Хайдакь (Кайтаг), Зирихгеран (Кубачи), Гумик, Туман и т. д.
Во время арабских походов на Дагестан Хайдакь выступает как самостоятельное государство, ведущее независимую политику. Ещё задолго до нашествия арабов в Кайтаге имелись собственные правители, было своё политическое устройство. Арабский географ ал-Ис-тахри упоминает Хайдакьан-шаха, независимого местного правителя. Как свидетельствуют арабские источники, во время арабского нашествия на землях Хайдакьа защитники крепости Хамзин вступили в сражение с Мерваном.
Все правители Кайтага, до арабов и после, были этническими кайтагцами. Название «уцмий» правителю Кайтага дали арабы, при этом уцмием стал кайтагец, принявший ислам.
Во времена халифата арабские наместники предпочитали принуждать к покорности местных дагестанских феодалов, не лишая их прежних прав (лишь один раз царь Лакза был в 740 г. заменен арабом).
Мусульманский правитель Кайтага нашёл более выгодным союз с хазарским каганом-иудеем, получив от него земли до Семендера включительно, чем с единоверным Дербентом. Подданные владетелей Уркараха и Кайтага оставались язычниками. Воюя с соседним языческим Зирихгераном, кайтагские газии создали на границе с ним опорный пункт Кала-Курейш, что означает «крепость курейшитов». Постепенно Кала-Курейш стал одной из резиденций кайтагских правителей и затем становится столицей Кайтагского уцмийства. Около XII в. здесь была построена большая джума-мечеть, архитектура которой схожа со средневосточными и среднеазиатскими образцами. После XIII в. центром Хайдакьа становится Уркарах.
В X—XII вв. Хайдакь — одно из самых сильных и влиятельных дагестанских государств, играющих важную роль во внутриполитической жизни Дагестана. История Ширвана и Дербента, освещая события второй половины X — первой половины XI вв. в Дагестане, упоминает только три наиболее сильных владения: Дербент, Серир, Хайдакь.
Так, в 1040 г. хайдакьцы захватывают цитадель ал-Баба (Дербент) и берут в плен эмира города. Примерно через 25 лет дербентские эмиры находят в своей борьбе с местными раисами поддержку и убежище в Хайдакье. Правители Хайдакьа поддер- живали родственные связи с представителями дербентской знати. А в 1065 году упоминается Пируз (Фируз) ал-Хайдакьи (Кайтагский), у которого воспитывался малолетний Абдалмалик, будущий эмир Дербента. Это первое в дагестанской исторической литературе сообщение о знаменитом институте аталычества.
Точных данных о первой столице Кайтага нет. Устная традиция, сохранившаяся до сих пор, ранними столицами Кайтага называет селения Жалаги и Баршамай. Жалаги находился близ селений Варсит и Бажлук. К сожалению, в настоящее время этот населённый пункт прекратил своё существование. Баршамай находится близ селения Маджалис — райцентра Кайтагского района — и является крупнейшим населённым пунктом Кайтагского района.
В 1581 году по указанию уцмия Султан-Ахмеда был основан Маджалис, который с 1588 года стал столицей Кайтагского уцмийства. У кайтагских уцмиев были резиденции в разных местах своих владений, в том числе в селениях Янгикент и Башлы.
В XVII—XVIII веках Кайтагское уцмийство продолжает оставаться одним из сильнейших государственных образований Дагестана. В его состав входили не только хайдакьи, но и даргинцы, кумыки, теркеменцы и горские евреи. Во многих сражениях все они воевали бок о бок под командованием уцмия.
Во всём уцмийстве в 1796 году насчитывалось 25 000 дворов, 75 000 тысяч населения. В XVII—XIX веках для урегулирования взаимоотношений между разными сословиями и жителями селений использовали судебник (свод законов) уцмия Рустам-хана. В судебнике Рустам-хана говорится: «Государству без талкана (правителя), Дарго без суда, стаду без пастуха, войску без разумного, селу без головы — не быть».
Уцмийство имело свои таможенные границы, и вступить на территорию уцмийства никто не мог без согласия самого уцмия.
С 1393 г. Тимур приступил к покорению всего Закавказья. До сих пор его отряды проникли лишь в южную и равнинную части Дагестана. Но после того как в 1394 г. Тохтамыш опять вторгся в Ширван, Тимур решил двинуть против него основные силы.
В феврале 1395 г. Тимур с огромной армией внезапно перешёл Самур и начал военные действия в Дагестане. Пройдя Дербент, он столкнулся с кайтагами. Кайтаг был в союзе с Тохтамышем, и этого было достаточно, чтобы Тимур отдал приказ о полном его истреблении. Придворные историки Тимура — Шами и Иезди — свидетельствуют, что приказ исполнен буквально: «Он так напал на их стороны и края, что из множества спаслись немногие и из тысячи один; все те области они разграбили… и деревни их сожгли». На всей территории Кайтага, доступной завоевателям, были уничтожены селения, жители, буквально всё живое. Тохтамыш, не оказав никакой помощи кайтагцам, обратился в бегство.
Так было положено начало разорительным походам Тимура в Дагестан, которые сопровождались страшными зверствами и разрушениями, истреблением и угоном в плен многих тысяч людей.
Преследуя панически отступавших воинов Тохтамыша, Тимур разорил прибрежные земли — до Тарков включительно. Оставив свой лагерь в Тарках, с отборными войсками за одну ночь он дошёл до Сулака и на рассвете разгромил и истребил противника. Здесь 15 апреля 1395 г. произошла битва, в которой армия Тохтамыша была разбита наголову. После этого сражения Тимур покинул Дагестан. Это было связано с его вторжением в пределы Золотой Орды. Всё сметая на своём пути, к концу лета Тимур дошёл до границ рязанской земли.
Кайтаг к началу XIV в. был значительным княжеством, имевшим тесные связи с Ширваном и Кумухским шамхальством. Кайтагские князья носили титул «уцмий». В этот период главными центрами Кайтага были Уркарах и Кала-Курейш. К числу уцмийских владений, кроме самого Кайтага, относилась обширная полоса предгорий к северу от него. Это позволяло уцмиям контролировать торговый путь, соединявший Дербент и Закавказье с северокавказскими городами и итальянскими городами-колониями на Чёрном море, а также с центром Золотой Орды на Нижней Волге. Торговые связи способствовали экономическому и политическому усилению Кайтага, проникновению туда самых разнообразных национальных и религиозных элементов.
Шамхалы выдвигались из рода потомков газиев. Им удалось включить в своё княжество все земли, населённые лакцами, а позже и другие территории. Около 1318 г. шамхалы потерпели поражение от объединённых сил аварских нуцалов, кайтагских князей и их союзников, причём их столица Кумух была взята и разграблена. В «Тарихи-Дагестан» говорится, что кумухцы сражались с великим мужеством. Особенно отличились 70 юношей, которые укрылись в верхнем укреплении Кикули и обязали себя клятвой сражаться и пожертвовать своим имуществом, жизнью и телами. Все они погибли, сражаясь. Разгром Кумуха привёл к потере главенствующего положения шамхальства в Дагестане. По словам автора «Тарихи-Дагестан», шамхалы Кумуха бежали. Очевидно, в самом Кумухе тоже произошло восстание против них. Этим воспользовалась кумухская знать для укрепления своего положения. Это было время, когда первенствующее положение в Дагестане переходит к Кайтагу.
К XIV веку в Дагестане сохраняли свои позиции и языческие верования, и христианство, и мусульманство. Ни одна из религий ещё не занимала господствующего положения. Шла упорная борьба между христианством и мусульманством за влияние на массы. В западном и Южном Дагестане все еще были сильные христианские традиции, шедшие со стороны Грузии и Армении. Большую активность проявляла и католическая церковь, ислам тоже пустил глубокие корни в феодальных центрах. Но после нашествия Тимура был нанесён сильный удар по доисламским верованиям, а мусульманство оказалось в привилегированном положении, и оно получает быстрое распространение по всему Дагестану. Быстрое распространение ислама было обусловлено исторической ступенью, достигнутой Страной гор в своём развитии. Любопытно отметить, что в начале, когда ислам насаждался насильно сверху, дагестанцы всеми силами сопротивлялись его внедрению в своей среде, а на новой стадии своего развития функции распространителей ислама взяли на себя сами дагестанцы. Центрами распространения становятся Кумух, Хунзах, Бутри, Дербент, Кайтаг.
Очевидно, причины, по которым в XV—XVI вв. стал необходим термин для обозначения дагестанской территории в целом, а также то, что термин этот стал в это время гораздо более употребительным, чем все существовавшие дотоле локальные и этнические термины, надо искать в том, что именно в этот период возрастают и усиливаются моменты традиционной исторической общности населявших Дагестан народов. Усиливающиеся в XV—XVI вв. процессы экономического и культурного сближения, имея основу в общем происхождении этих народов, в общности их исторических судеб, в многочисленных общих основах их языков и культурного наследия, постепенно выдвигают на первый план в сознании дагестанцев их общность как основную, а локальные моменты становятся второстепенными. Процесс, весьма многосторонний и глубокий, находит в этот период одно из своих внешних и наиболее наглядных выражений в широком распространении и окончательном утверждении термина «Дагестан». Это, в свою очередь, способствовало утверждению в коллективном сознании представление о территории Дагестана как о единой стране, единой региональной единице, в соотношении с которой все локальные термины на данной территории получили частный, подчинённый характер. Необходимо отметить также, что наиболее ранние из известных нам местных источников, употребляющих данный термин, понимают его именно в собирательном смысле.
Кайтагцы, столь часто упоминаемые в средневековых источниках до XV в., как вполне оформившийся сильный народ, получили страшный удар от Тимура: персидские историки пишут, что из каждой тысячи этого народа едва ли уцелело по одному. Очевидно, и территория их расселения к XV в. должна была сильно сократиться. Медленно восстанавливал Кайтаг свои силы после страшного разгрома Тимура. Кроме того, надо учесть, что торговый путь, пролегавший по землям уцмийства, потерял своё международное значение. Были потеряны все земли, присоединенные в XIV в. И всё же к середине XV в. уцмию удаётся восстановить контроль над приморской равниной до Тарков включительно и вступить в союз с Ширваном, что было закреплено браком ширваншаха Фаррух-Ясара с сестрой уцмия и, конечно, усилило его активность.
Кайтагское уцмийство состояло из владений уцмия и беков, входивших в уцмийский род (они охватывали приморские земли и Нижний Кайтаг), а также независимых общин Верхнего Кайтага и юго-восточной части даргинских земель, признававших уцмия верховным предводителем лишь во время войны или при переговорах с иностранными государствами, а иногда и верховным арбитром в спорных судебных делах.
* При подготовке статьи использовались источники по истории Дагестана
(Продолжение следует...)
- 1 просмотр