[ В нашей стране идёт война ]

В середине апреля в Дагестан по приглашению депутата Государственной Думы РФ Ахмеда Билалова приезжал известный политолог и ориенталист, исламовед Максим Шевченко. Он любезно согласился ответить на несколько вопросов корреспондента «ЧК». С небольшим опозданием редакция решила опубликовать некоторые выдержки из его интервью.

– В Дагестане с учётом недавних столкновений в Дербенте складывается очень нестабильная обстановка. Как Вы оцениваете общую ситуацию в республике?

– Я не думаю, что столкновения в Дербенте являются симптомом какого-то решительного ухудшения ситуации. А что касается беспорядков, то мы уже наблюдали на протяжении 1997– 99 годов, как определённые группы радикальных оказывались не просто радикальными группами, а поддерживались кем-то из «сильных» людей, которые хотели бы половить рыбку в мутной воде. Мы понимаем, что радикалы существуют не сами по себе. Наверняка они кем-то финансируются, подогреваются. Я имею в виду не Саудовскую Аравию или какие-то ещё страны. Думаю, кем-то внутри республики, а не извне.

– Возможен ли такой вариант, при котором Нагорный Дагестан или наиболее религиозные районы пойдут по пути Чечни? То есть по пути радикализации и отделения от России?

– Знаете, чеченский кризис начался не с того, что чеченцы пошли по пути религии. Я так понимаю, что на самом деле мусульмане более заинтересованы жить в едином федеративном пространстве, чем какая-то структура, выступающая с узкоклановых националистических позиций. Я думаю, что Нагорный Дагестан испытывает серьёзные проблемы, прежде всего социально-экономического порядка. Но, с другой стороны, я не вижу никаких тенденций к религиозному противостоянию между Нагорным Дагестаном и Махачкалой. Если какие-то беспорядки и случатся в Дагестане, я абсолютно уверен, что это будет инспирировано теми, кто хотел бы дестабилизации ситуации в своих интересах. Мы видим, что происходило в Чечне, там десятки тысяч людей убиты, а кто-то настолько разбогател, что не знает, куда это богатство девать. И это на фоне страданий чеченского и других народов республики. Война – дело прибыльное. Кто-то умирает, а кто-то нефть гонит и торгует оружием.

– Вам не кажется, что, к примеру, даже по сравнению с временами Бориса Ельцина в российских верхах стало меньше мусульман?

– Знаете, я так не считаю. Возьмём, во-первых, мусульман – членов Совета Федерации, членов Госдумы.

– Но министр всё-таки один.

– Ну, это же исполнительная власть.

– А в прошлом их было больше.

– Дело же не в том, чтобы в исполнительных органах было какое-то пропорциональное представительство. В исполнительных органах должны работать те, кто умеет хорошо работать. А в законодательных органах – там мусульман больше, чем было при Ельцине. В Совете Федерации порядка 5-6 мусульман-сенаторов. Причём не только от исламских регионов. К примеру, Рамазан Гаджимурадович – сенатор от Саратовской области. Депутаты, вот Ахмед Гаджиевич Билалов, например, зам. председателя Комитета, человек, который занимается вопросами СНГ. А это сейчас главное направление политики в России.

– Ну Вы же не станете отрицать факта разжигания межнациональной, межрелигиозной розни со стороны некоторых представителей верхов.

– Нет, стану. Знаете, когда Президент РФ говорит, что Россия – часть исламского мира…

– Но в это же время он говорит на совещании с министром внутренних дел, чтобы не использовались слова из бандитского лексикона, имея в виду джамааты. Также он заявляет, что большинство мусульман Северного Кавказа составляют шииты.

– Ну шииты… Это была просто оговорка. Плохие советники ему это написали. Про джамааты. Он представитель силовых структур. А по их сводкам, джамааты воспринимались как политический противник. Я думаю, что Президент как человек тоже проделал большой путь. Когда он пришёл, то вообще мало что знал про ислам. Сейчас, когда ислам является ключевым политическим направлением в России, думаю, что он про него знает гораздо больше.

– И последний вопрос. Некоторые демографы высказывают прогнозы, что к 2030 или 2050 годам в России мусульмане будут составлять половину населения. Не повлияет ли это на устойчивость России как государства? Если, конечно, это не миф?

– Россия является федеративным государством, а не государством русских. От того, что в ней станут жить не только христиане, но и другие конфессии, она не перестанет быть самостоятельным государством. В этих цифрах больше политики и демагогии, чем реальности. Я не являюсь русским националистом и считаю, что если в государстве у нас будут соблюдаться принципы федерализма, политического приоритета над национальным и религиозным, то оно будет целым, и всё равно кто тут будет жить на самом деле в этническом смысле. Я думаю, что будут вымирать те, кто не работает и пьёт водку, а теми, кто не пьянствует и заводит семьи, и будет прирастать российская земля. И всё равно – русские они или дагестанцы, мусульмане или христиане. Всё зависит от человека, а не от его национальной или религиозной принадлежности. ]§[

Номер газеты