«Он скажет: «Сколько лет вы пробыли на земле?» Они скажут: «Мы пробыли день или часть дня. Лучше спроси тех, кто вёл счёт». Он скажет: ‘‘Вы пробыли немного, если бы вы только знали’’» (Коран. 23:112-114).
Глядя на некоторых людей, можно поду-мать, что жизнь бесконечна и неподвластна времени.
Часть людей тратит всё своё время на накопление богатств. Они копят и приобретают всё новое и новое имущество, как будто собираются жить вечно.
Другие же проводят свою жизнь в полной беспечности, тратя её на развлечения и наслаждения. Своим образом жизни они как будто хотят сказать, что время стоит, а жизнь вечна.
Этот образ мышления людей очень точно описал один арабский поэт в своём стихотворении:
Мы умираем и оживаем каждый день и каждую ночь,
Но непременно наступит день, когда мы умрём, но вновь не оживём.
И в этой жизни мы подобны плывущим на корабле:
Мы думаем, что стоим на месте, но время бежит вместе с нами…
И действительно, человек, плывущий на корабле, думает, что он никуда не двигается и всё стоит на месте. Однако же корабль движется вместе с ним и однажды прибудет к месту назначения. Точно также и жизнь. Однажды каждый из нас дойдёт до своего пункта назначения. И это будет смерть…
Аль-Хасан аль-Басри тонко описал сущность человека и его жизни, сказав: «О сын Адама! Поистине, ты состоишь из дней. Когда уходит день, уходит часть тебя».
Да, каждый человек с каждым днём, с каж-дой минутой приближается к своему концу. И точно так же, как в отрывном календаре однажды заканчиваются листочки, так же однажды закончатся дни нашей жизни, которые мы теряем каждый день, при этом теряя часть самих себя.
Сколько бы ни жил человек, его время пролетит очень быстро. И даже прожив тысячу лет, он будет думать, что прожил день или даже его часть. Даже мы сами можем подтвердить это уже сейчас. Кому-то из нас 20 лет, кому-то – 30, а кто-то и старше. Если подумать, 20 лет – это большой срок, но мы сами, прожив эти 20 лет, можем ли сказать, что помним всё это время, и чувствуем ли усталость от прожитых долгих лет? Нет. Всё это время в нашем воспоминании всего лишь миг. И подобное чувство ощутит человек, даже если он проживёт тысячу лет.
Передаётся, что однажды Пророка Нуха, мир ему, спросили: «О Нух, сколько лет ты прожил?» Он ответил: «Тысячу лет». Его снова спросили: «И какой ты нашёл жизнь?» Нух, мир ему, ответил: «Она подобно дому с двумя дверями: в одну дверь вошёл, а из другой вышел».
Есть ещё одно мудрое высказывание, указывающее на краткость этой жизни:
«О сын Адама, когда ты рождаешься, тебе на ухо читают азан без молитвы, а когда ты умираешь, над тобой читают молитву без азана. И как будто твоя жизнь в этом мире не что иное, как время, которое ты проводишь между азаном и молитвой… Так не проводи же это время без пользы…»
Всё это в очередной раз показывает, что эта жизнь скоротечна и разумный человек должен провести её с максимальной пользой. Тем более это должен делать мусульманин, который знает, что с его смертью наступит настоящая жизнь, в которой будет воздано за всё, что было совершено в этом мире.
Но как же провести эту короткую жизнь с пользой?
Во-первых, при помощи соблюдения предписанных Всевышним обязательств. Самое лучшее, что может сделать человек после произнесения слов свидетельства, что нет иного божества, кроме Аллаха, а Мухаммад – Его Посланник, это исполнение того, что Аллах предписал каждому мусульманину. Это молитва, пост, выплата закята, совершение хаджа, забота правителя о своих подчинённых и справедливость по отношению к ним, хорошее отношение к родителям, ношение женщинами хиджаба и т. д. То есть выполнение всего того, что является фардом.
В своём сборнике достоверных хадисов имам аль-Бухари со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передаёт, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Поистине, Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: «Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок ко Мне! Любимейшим из всего, что бы ни делал раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного /навафиль/, пока Я не полюблю его; когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня о чём-нибудь, Я обязательно дарую ему это, а если обратится ко Мне за защитой, Я обязательно защищу его, и ничто из совершаемого Мною не заставляет Меня колебаться в такой мере, как необходимость забирать душу верующего, не желающего смерти, ибо Я не желаю причинения ему зла».
Во-вторых, это оставление грехов и в первую очередь оставление больших грехов, которые в наибольшей степени губят человека, как, например, прелюбодеяние, распитие алкоголя, ослушание родителей, ложь и т. п. Мусульманин должен оставить подобные греховные дела, покаяться в их совершении и больше не приближаться к ним, и тем самым он станет приближаться к Аллаху. И как сказал Всевышний: «Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния и введём вас в почтенный вход» (Коран. 4:31).
В-третьих, это совершение дополнительных видов поклонения и благодеяний, как об этом было сказано в приведённом выше хадисе: «…и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного (желательное), пока Я не полюблю его…».
Это и дополнительные молитвы, и дополнительные посты, и добровольная милостыня нуждающимся, и частое произнесение слов восхваления Аллаха. Это всё то, что постоянно связывает верующего со своим Господом. Сюда же можно отнести и помощь людям и совершение добрых дел, которые также будут способствовать смягчению людских сердец и прощению ранее совершённых грехов. В хадисе говорится: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был. И пусть за каждым твоим грехом следует хороший поступок, который покроет грех. И относись к людям хорошо».
Это то основное, чем должен заполнить свою короткую и скоротечную жизнь каждый верующий для достижения счастья в обоих мирах.
И да поможет нам Аллах. ]§[
- 1 просмотр