Мусульманин начинает свой день с предрассветного приёма пищи (сухура). Лучше всего максимально приблизить сухур к концу ночи.
До азана мусульманин готовится к совершению обязательной утренней молитвы: совершает дома омовение и заранее, до того как начнут возвещать азан, отправляется в мечеть. Войдя в мечеть, он совершает два рак’ата молитвы приветствия мечети. Пока муэдзин не начнёт призывать к молитве, можно обратиться к Аллаху с мольбами либо читать Коран, либо поминать Аллаха. Далее вслед за муэдзином постящийся повторяет слова азана и произносит то, что, по сообщению от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), следует произносить после завершения азана. Затем совершает два рак’ата дополнительной утренней молитвы (ратиба аль-фаджр), после чего занимается поминанием Аллаха, обращением к Нему с мольбами, чтением Корана, и так до тех пор, пока не призовут встать для совершения обязательной утренней молитвы. И всё то время, что он провёл в ожидании молитвы, будет зачтено ему как совершение молитвы.
После коллективной молитвы мусульманин произносит слова поминания Аллаха, которые читаются после произнесения в молитве салама. Будет лучше, если он пожелает остаться в мечети, пока не взойдёт солнце, и займётся поминанием Аллаха и чтением Корана, ибо таким же образом поступал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) после утренней молитвы.
Будет неплохо, если по прошествии четверти часа с момента восхода солнца он пожелает сразу совершить молитву-духа (минимум два рак’ата), однако будет лучше, если предпочтёт отложить до самого соответствующего времени её совершение, то есть когда усилится жар и возвысится солнце.
Далее, если человек желает поспать, то пусть вознамерится получить посредством сна приток сил для дальнейшего поклонения и приобретения заработка, что – с соизволения Всевышнего Аллаха – позволит обрести награду за этот сон. Пусть также не пренебрегает соблюдением в действиях и словах шариатской этики сна.
Затем постящийся уходит на работу, а когда наступит время обязательной обеденной молитвы (зухр), отправляется в мечеть пораньше – до азана или сразу после него. Следует заранее выполнить подготовительные к молитве действия: совершить две молитвы-ратиба по два рак’ата, заняться чтением Корана, а когда призовут встать на совершение обязательной обеденной молитвы, встать и совершить её коллективно. По завершении молитвы следует совершить два рак’ата дополнительной молитвы-ратиба. После молитвы он возвращается, чтобы до конца рабочего дня закончить оставшуюся работу.
Далее, после совершения послеполуденной молитвы, человек смотрит на своё состояние: если у него есть силы, чтобы остаться в мечети и заниматься чтением Корана, то это будет превосходно; если же человек будет ощущать тягость, то ему следует отдохнуть в этом промежутке, чтобы подготовиться к совершению ночью молитвы-таравих.
До азана на вечернюю молитву (магриб) он готовится к разговению (ифтару). В эти минуты следует занять себя чем-либо полезным: читать Коран либо взывать к Аллаху, либо провести с женой и детьми полезную беседу. Лучшее, чем можно заняться в это время – помочь организовать для постящихся ифтар, приготовив им еду либо посодействовав в её раздаче и в наведении порядка, что доставляет великое удовольствие, которое нельзя познать, не испытав его.
После ифтара он уходит, чтобы совершить коллективную молитву в мечети. После молитвы совершает ещё два рак’ата (ратиба аль-магриб), потом возвращается домой и досыта ест, не допуская при этом чрезмерности.
Затем следует придумать какой-нибудь ценный для себя и своей семьи способ проведения текущего времени. Прочитать, к примеру, повествовательную книгу или книгу о нормах поведения либо провести конкурс или дозволенную беседу, либо же воплотить любую другую продуктивную идею, которая увлечёт души и отвлечёт их от той скверны, которой охвачены массмедиа и относительно которой это время считается самым эфирным временем.
После этого соверши обязательную ночную молитву, после неё соверши ещё два рак’ата (ратиба аль-‘иша), а затем – за имамом молитву-таравих, проявляя при этом смирение и концентрированность.
Не прекращай совершать таравих, пока не завершит имам. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто будет совершать молитву вместе с имамом, пока он не завершит, тому будет записано выстаивание ночи в молитве».
Далее уже сам выбери для себя способ проведения времени после молитвы-таравих, который согласовывался бы с твоей обстановкой и с твоими личными обязательствами. При этом следует придерживаться следующего:
– держаться подальше от всех грехов и от того, что к ним приводит;
– благоразумным способом заботиться о том, чтобы твоя семья избегала падения во что бы то ни было греховное или в то, что является поводом для совершения грехов. Для этого можно придумать специальную программу либо же ходить вместе с ними на прогулку в какие-нибудь разрешённые места, либо же оберегать их от дурных компаний и подыскивать им праведных друзей;
– занимать себя преимущественно важными делами, нежели делами, не представляющими существенного значения.
Затем позаботься о том, чтобы рано лечь спать, соблюдая при этом в словах и в действиях шариатскую этику сна. Хорошо будет перед сном почитать Коран или какую-нибудь полезную книгу. Если ты не выполнил до конца свою дневную норму чтения Корана, то не следует засыпать, пока не завершишь её.
Встань перед сухуром, так, чтобы хватило времени обратиться к Аллаху с мольбой. Это время – последняя треть ночи – время, когда нисходит Аллах. Аллах – всемогущ Он и велик! – похвалил тех, кто в это время просит у Него прощения, и обещал тем, кто взывает к Нему в это время, ответить на их мольбу, а кающимся – принять их покаяние. Поэтому не позволяй этому великому шансу пройти мимо тебя.
Пятница
Пятница – самый ценный день недели, и необходимо, чтобы для неё была предусмотрена специальная программа поклонения и поведения. В этот день необходимо соблюдать следующее:
– раннее появление на пятничной молитве;
– присутствие в мечети после послеполуденной молитвы (‘аср), чтение Корана и обращение с мольбами к Аллаху вплоть до последнего часа этого дня, ибо это час, в котором возможно получить ответ на мольбу.
Используй этот день как возможность довести до конца те свои дела, которые ты не завершил в течение недели.
Последние десять дней
В последних десяти днях содержится ночь предопределения, которая лучше, чем тысяча ночей. По этой причине шариат узаконил для человека соблюдение и’тикафа в мечети в течение этих десяти дней, как соблюдал его Пророк (мир ему и благословение Аллаха), стараясь застать Ночь предопределения. У кого появится возможность соблюдать и’тикаф в эти дни, для того это – огромная милость от Аллаха.
Тот, кому не выдастся возможность соблюдать и’тикаф все десять дней, пусть соблюдает его столько, сколько в этом периоде он сможет. Если же он вообще не будет иметь возможности соблюдать его хоть какую-то часть этих десяти суток, то пусть позаботится о том, чтобы проводить их ночи в поклонении, совершая ночные молитвы, читая Коран, поминая Аллаха и обращаясь к Нему с мольбами. А для этого днём пусть готовит себя, давая своему телу отдых, чтобы иметь силы для ночного бодрствования.
Примечания
. Это лишь примерный распорядок, он гибкий, и каждый может что-то менять в нём в зависимости от конкретных ситуаций.
. В нём соблюдена необходимость упоминания сунн, подлинно передаваемых от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), однако это не значит, что всё из упомянутого является предписанным и обязательным, наоборот, многое считается рекомендуемым и желательным.
. Самыми любимыми делами для Аллаха являются регулярные, даже если они небольшие. В начале месяца человек проявляет энтузиазм в поклонении, затем его постигает утрата сил. Этого следует остерегаться и заботиться о постоянстве во всех делах, которые совершаешь в этом почётном месяце.
. Мусульманин должен стараться упорядочить время в этом благодатном месяце, чтобы не потерять огромные возможности для прибавления блага и праведных поступков. Так, человеку необходимо до начала месяца позаботиться о покупке нужных для семьи предметов и вещей. Точно так же покупки следует осуществлять в то время, когда на рынках нет большого скопления людей. Индивидуальные и семейные визиты также следует упорядочить, чтобы не отвлекать человека от поклонения.
. Приумножение поклонения и приближение к Аллаху должны стать первой заботой в этом благодатном месяце.
. В начале месяца твёрдо вознамерься: преждевременно приходить в мечеть на молитву; от начала до конца прочитать Книгу Аллаха (всемогущ Он и велик); совершать ночные молитвы в этом великом месяце и, насколько возможно, производить пожертвования из своего имущества.
. Воспользуйся месяцем Рамадан как благоприятным случаем для укрепления твоей связи с Книгой Аллаха (всемогущ Он и велик). А осуществить это можно следующими способами:
– проверка правильности чтения аятов путём корректировки чтения Корана у хорошего преподавателя. При отсутствии такой возможности это можно сделать, прослушивая записи искусных чтецов Корана;
– повторение того, что по милости Аллаха (всемогущ Он и велик) ты уже знаешь наизусть, и дополнительное заучивание;
– чтение толкований аятов Корана. Для этого можно просто просматривать смысл непонятных для тебя аятов в авторитетных книгах толкований Корана, таких, как «Тафсир аль-Багави», «Тафсир Ибн Касир» и «Тафсир ас-Са’ади», либо же можно определить для себя последовательность чтения книг толкований Корана и начать сперва с 30-го джуза, затем перейти на 29-й и т. д.;
– воплощение в поступках тех повелений, о которых ты читаешь в Книге Аллаха (всемогущ Он и велик).
Просим Аллаха (всемогущ Он и велик), чтобы Он завершил для нас милость проведения Рамадан в полноценных постах и ночных молитвах, чтобы принял от нас наши благодеяния и простил наши упущения!
(Статья подготовлена по материалам сайта шейха Салиха аль-Мунаджида)
№25, 26.06.2015 г.
- 49 просмотров