Передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В каждом поколении это знание несут справедливые, которые отгоняют от него искажения преувеличивающих, добавления заблудших и толкования невежд».
Люди часто задаются вопросом о том, кто такие исламские учёные, чем они занимаются и что из себя представляют. Исламский учёный – это человек, достигший определённого уровня в понимании шариата и текстов Корана и Сунны, позволяющего ему извлекать из них правовые нормы. Ведь количество шариатских текстов ограничено, а количество встающих перед человеком и обществом вопросов – нет. Последнее время, ознаменованное техническим, экономическим, политическим и социальным прогрессом, порождает всё больше вопросов, требующих соответствующей шариатской оценки. Именно этим и занимаются исламские учёные. Наряду с этим на исламских учёных, проявляющих лучшие человеческие качества, воплощающих исламские ценности и демонстрирующих пример для подражания, ориентируется окружающее их исламское общество.
Пользуясь имеющимся авторитетом, исламский учёный может оказывать на общество колоссальный воспитательный эффект. Время от времени мы будем знакомить читателей с признанными учёными, оставившими глубокий след в жизни общества, из различных стран исламского мира. Сегодня мы поговорим о шейхе Мухаммаде ибн Салихе аль-Усеймине (на фото).
Большинству читателей, уверен, будет не очень интересно читать о научном становлении шейха, поэтому мы по большей части остановимся на некоторых ярких эпизодах из его жизни.
Шейх Ибн Усеймин по воле Всевышнего Аллаха остался в истории ислама как великий учёный, скромный праведник и прекрасный воспитатель, переживающий за исламское общество и мусульман во всех концах света. Прожив яркую и насыщенную жизнь, шейх не только оставил богатое научное наследие, но и показал много примеров образцового поведения и отношения во множестве ситуаций, в которых он оказывался. Аллах сделал призыв шейха благословенным и поддержал его множеством талантливых учеников, которые продолжают издавать книги шейха на основе его уроков и лекций даже через много лет после его смерти.
Детство и начальное
образование
Будущий учёный родился в религиозной семье среднего достатка в городе Унейза. Его отец занимался торговлей, часто отлучаясь по коммерческим делам в Эр-Рияд. Получая общее образование в начальной школе, мальчик стал посещать уроки знатока Корана, который был слепым, и выучил его наизусть за шесть месяцев. Заметив незаурядные способности сына к учёбе, отец решил поставить его на стезю приобретения шариатских знаний.
Один из друзей шейха рассказывает, что, когда они играли в футбол и видели будущего шейха проходящим мимо, они звали его: «Мухаммад, Мухаммад, иди к нам, поиграем», – на что он, прижимая книгу к груди, отвечал: «ИншааЛлах, иншааЛлах» – и всегда проходил мимо.
Его шейхи
и приобретение знаний
Шейх Ибн Усеймин перенял знания многих больших и известных учёных своего времени. Среди наиболее известных из них – шейх Абдуррахман ас-Саади, шейх Ибн Баз, шейх Мухаммад Амин аш-Шанкити, шейх Абдуразак Афифи и многие другие. Наибольшее влияние на научный рост и становление шейха Ибн Усеймина оказал шейх Абдуррахман ас-Саади, который был его главным учителем и у которого он стал учиться с 13 лет.
Ибн Усеймин повсюду сопровождал шейха Абдуррахмана ас-Саади пешком, куда бы его ни приглашали. По дороге он задавал вопросы своему учителю. Когда же они доходили до места назначения, юноша возвращался обратно. По настоянию своего учителя, который заметил в ученике научный талант и педагогический дар, шейх Ибн аль-Усеймин начал давать свои первые уроки в соборной мечети Аль-Кабир города Унейза, когда ему было 23 года.
После смерти своего наставника в возрасте 29 лет шейх Ибн Усеймин занял должность имама мечети Аль-Кабир и заменил шейха Ас-Саади в преподавании шариатских дисциплин, после чего не оставлял преподавательскую деятельность до самой смерти.
Мечеть находилась на расстоянии больше километра от его дома. И в любую погоду шейх пять раз в день ходил на молитвы пешком. Зачастую шейха сопровождало столько людей, что даже ученикам не удавалось задать по дороге ни одного вопроса. Иногда шейх заходил в лавки (дорога в мечеть проходила через рынок Унейзы), расспрашивая торговцев о делах, ценах, ситуации с товарами. Шейх был доступен для простого народа.
Шейх Аль-Джутейли рассказывает: «Я помню, как поначалу в его кружке был лишь я и ещё один студент, однако шейх из-за этого нисколько не переживал. А затем его кружок столь сильно разросся, что одновременно на занятиях присутствовали сотни студентов». Вскоре на уроки стали приезжать студенты не только из Саудовской Аравии, но и со всех уголков мира.
Общественная деятельность
Шейх участвовал в работе комитета по приёму паломников в период хаджа, лично встречал делегации паломников в аэропорту, обращался к ним с проповедями, отвечал на их вопросы.
Любопытный случай однажды произошёл при встрече паломников одной из республик бывшего СССР. Шейх захотел обратиться к ним со словами напутствия. Он спросил, есть ли среди них переводчик. Вперёд вышел руководитель группы из числа этих людей, который не знал шейха в лицо. Закончив переводить, он спросил: «Кто этот шейх?» Ему ответили: «Ибн аль-Усеймин». Тогда гид заплакал, обнял шейха и поцеловал его в лоб, после чего взял громкоговоритель и сообщил всей группе, что перед ними шейх Ибн аль-Усеймин. Тут уже слёзы потекли у всех паломников, а гид всё повторял: «Шейх Ибн аль-Усеймин, шейх Ибн аль-Усеймин, шейх Ибн аль-Усеймин…» Затем руководитель группы сказал шейху: «Все эти люди – ваши ученики. Они тайком читали ваши книги в подвалах во времена коммунистического правления».
***
Один из радиоведущих рассказывал: «Однажды поздно вечером мы записывали программу «Нурун аля ад-дарб», и я заметил, что шейх очень хочет спать. Однако, зная терпеливость, стойкость и стремление шейха преодолевать любые невзгоды ради принесения пользы мусульманской общине, мы продолжали записывать. Шейх же не переставал бороться со сном. Наконец, когда стало совсем невмоготу, он попросил дать ему микрофон с длинным шнуром, чтобы мог стоя отвечать на вопросы радиослушателей. Я дал ему микрофон с удлинителем. Тогда шейх начал ходить по комнате вперёд и назад, отвечая на вопросы и одновременно отгоняя сон. И так продолжалось до тех пор, пока мы полностью не завершили запись передачи».
***
Абдулкарим аль-Микрин рассказал: «Как-то раз, когда я записывал специальный выпуск передачи «Нурун аля ад-дарб» в доме шейха, мы услышали шум ремонтных работ из соседнего дома. По всей видимости, рабочие что-то ломали во дворе, из-за чего невозможно было записывать радиопрограмму. Тогда шейх поднялся, чтобы сообщить им об этом и попросить сделать перерыв. Однако, подойдя к двери комнаты, где мы записывали, он вдруг повернулся ко мне и спросил: «Абдулкарим, а кто начал первым?» Я ответил, что рабочие. Тогда, опасаясь нарушить права людей, он решил никуда не идти, сказав: “Мы отложим запись передачи на некоторое время, пока они не закончат свою работу”».
***
Шейх ни разу не пропустил заседание Совета крупных учёных под председательством муфтия Саудовской Аравии, приезжая из Унейзы либо в Эр-Рияд, либо в Таиф.
Даже уже будучи тяжелобольным, он не переставал проводить ежедневные молитвы в качестве имама, обращаться с пятничными проповедями, отвечать на вопросы. Когда люди видели, какие трудности приходится преодолевать шейху из-за проблем со здоровьем, они жалели его и говорили: «Шейх, отдыхать ведь тоже надо», – на что он неизменно отвечал: «Отдых – это быть в услужении у мусульманской уммы». За свою жизнь шейх прочитал около 2 500 пятничных проповедей.
Личные качества шейха
Шейх Ибн аль-Усеймин был образцом праведности и живым примером благочестия для остальных мусульман. Его знания находили выражение не только в лекциях и занятиях с многочисленной аудиторией, но также и в его скромности, кротости, богобоязненности и благонравии.
Шейх Ибн аль-Усеймин с ранних лет отличался патологической честностью. Когда ему было необходимо по работе заправить свою ручку из чернильницы университетской библиотеки, он делал это. Однако, закончив работу, выливал остатки чернил из своей ручки обратно в чернильницу, поскольку чернила были собственностью университета.
***
Шейх отличался честностью, аскетизмом, неприхотливостью в быту, строгим отношением к поиску знаний и их передаче, трепетным отношением к своему времени. Он был далёк от вычурности и помпезности, присущей многим известным людям. Счастье и радость всегда присутствовали на его лице во время лекций, а общение с ним оставляло неизгладимый след в душах людей, вселяя в них радость и оптимизм.
Шейх Ибн аль-Усеймин проявлял полное равнодушие к мирским благам. Сын шейха Абдуллах рассказывает: «Принц Абдуллах ибн Абдулазиз Али Сауд, в ту пору губернатор провинции Эль-Касим, отправил шейху в качестве подарка новый американский автомобиль. Когда шейх пришёл домой, он увидел перед домом машину, и ему сообщили о причине её появления. Автомобиль так и простоял нетронутым пять дней, после чего шейх сказал своему сыну Абдуллаху: «Верни машину правителю, поблагодари его за этот жест и сообщи ему, что она мне не нужна». В результате автомобиль вернули принцу, а шейх так и остался со своей старой и дешёвой машиной до самой смерти, не придавая этому никакого значения.
Когда король Халед увидел, в каком скромном жилище живёт шейх, монарх тут же предложил выстроить для него новый дом. Шейх Ибн аль-Усеймин поблагодарил правителя, сказав: «Я уже строю себе дом в районе Ас-Салихия. Помощь же нужна мечети и вакуфному фонду». Когда король ушёл, некоторые из присутствовавших на встрече воскликнули: «Шейх, а мы и не знали, что ты строишь дом в Ас-Салихии!» В ответ Ибн аль-Усеймин сказал: “А разве в Ас-Салихии не находится кладбище?”»
***
Показательный случай произошёл однажды в мечети. После предвечерней молитвы к шейху подошёл какой-то бедуин и стал просить у него деньги, жалуясь на бедность. Шейх вытащил из кармана деньги, которые у него были с собой, и отдал их бедуину. Однако сумма оказалась небольшой, и это взбесило бедуина. Он стал возмущаться прямо перед молящимися и швырнул деньги в лицо шейху. Однако в ответ шейх лишь улыбнулся и вознёс за бедуина мольбу, сказав: «Да исправит тебя Аллах!»
***
Сообщается, что однажды шейх ехал вместе со своим близким другом в старой машине, которая часто ломалась. Вот и в этот раз автомобиль заглох прямо на дороге. Тогда шейх сказал водителю: «Оставайся здесь, а я выйду и подтолкну машину сзади!» И действительно: шейх вышел и толкал машину до тех пор, пока она снова не завелась.
Аль-Фадиль Абдулмухсин аль-Кади рассказывает: «Однажды, когда шейх давал урок в мечети неподалёку от своего дома, в уборной в это время прорвало трубу. Тогда шейх прервал урок, пошёл домой и взял инструменты, а затем устранил утечку вместе со своими учениками».
***
Шейх назначил одного из своих учеников заведовать студенческим общежитием, сам навещал студентов, помогал им деньгами, организовал для них столовую, в которой пищу три раза в день готовил повар, осведомлялся об исправности здания… Иногда шейх приносил пищу для студентов из дома, иногда разделял с ними трапезу в столовой, а иногда приглашал их к себе домой на обед или ужин. В месяц Рамадан шейх каждый вечер приглашал на разговение не только студентов, но и обычных бедняков с улицы, лично ухаживая за ними за столом.
***
Одним из признаков его набожности являлась его рассудительность и неторопливость при вынесении фетв. Шейх никогда не выносил свои фетвы до тех пор, пока ему не были ясны соответствующие доводы из Шариата. В противном случае он всегда говорил: «Дайте мне время подумать над этим вопросом» – и тому подобные фразы, которые свидетельствовали о его богобоязненности и стремлении подробно проанализировать тот или иной вопрос фикха.
Шейх неустанно выслушивал жалобы и просьбы людей, по мере возможности помогая им в решении проблем. Для этой цели он выделил специальные часы в своём загруженном распорядке дня. Не только днём, но и ночью глубокие переживания за мусульман не покидали шейха. Во время агрессии против мусульман в различных уголках мира шейх не спал ночами, проводя их в молитвах и дуа за братьев по вере.
***
Радиоведущий Абдулкарим аль-Микрин рассказывает: «Как известно многим мусульманам, шейх не любил привлекать к себе внимание, а также всякие высокие титулы и должности. Шейх был членом Совета крупных учёных Саудовской Аравии, однако он попросил меня не упоминать об этом во вступлении к программе «Нурун ‘аля ад-дарб». Он сказал, что достаточно представить его как имам-хатыб соборной мечети аль-Кабир г. Унейза и преподаватель факультетов Шариата и основ религии в провинции Эль-Касим. Я так и представлял шейха радиослушателям до самой его смерти. Когда многие спрашивают меня, почему я не упоминал в своих программах, что шейх являлся членом Совета крупных учёных, я всегда отвечаю, что такова была его личная просьба».
Болезнь и смерть шейха
В 1420 году хиджры (1999 г.) шейху был вынесен смертельный диагноз – рак. Он воспринял эту новость спокойно, проявив терпение и надеясь на награду Аллаха. Все стали настаивать, чтобы шейх отправился для лечения в США, однако он отказывался. Тогда шейха активно стали уговаривать члены его семьи. В конце концов он согласился, тем более что саудовские врачи не могли определиться с методом лечения.
Это была его единственная поездка за пределы Саудовской Аравии. Несмотря на своё тяжёлое состояние, шейх продолжал следовать по пути распространения религиозных знаний. В самолёте и в гостинице он редактировал готовившийся к изданию комментарий «Шарх аль-Мумти» к труду «Заад аль-Мустакни». По прибытии в Бостон он сразу попросил отвезти его в местный Исламский Центр, чтобы узнать о жизни мусульман, а уже затем в клинику. Новость о приезде шейха в США моментально распространилась среди мусульман: тысячи людей съехались в город со всей Северной Америки, так что в гостиницах не осталось свободных номеров. Шейх провёл пятничную молитву, выступил с проповедью и несколькими лекциями, ответил на вопросы мусульман. Американские врачи подтвердили диагноз саудовских медиков и констатировали, что болезнь стала распространяться по всему телу. Врачи сошлись во мнениях о методе лечения, и по настоянию шейха было принято решение пройти курс химиотерапии в Эр-Рияде.
Находясь в США, шейх не упустил возможности не только открыто, но и скрытно помочь верующим. Доктор Абдуллах аль-Муса, в частности, вспоминает такой случай: «Когда я пришёл навестить шейха и остался с ним наедине, он протянул мне большую пачку денег и сказал: «О Абдуллах! Возьми эти деньги! Это мои сбережения. Купи на них экземпляры Корана и раздай среди мусульман, которые сидят в американских тюрьмах! И не откладывай это дело! И я заклинаю тебя Аллахом, никому об этом не рассказывай, пусть это останется между нами!» Об этом случае доктор Абдуллах рассказал только после смерти шейха.
Когда самолёт прилетел из США, шейх прямо из аэропорта направился на заседание Совета крупных учёных Саудовской Аравии, который проходил в Таифе.
Шейх Тауфик ас-Саиг рассказывает: «Не успел шейх вернуться после 14-часового перелёта из США, куда он отправился на лечение, как он тут же позвонил мне и сказал: «Если можешь, сообщи людям по Интернету, что мы прибыли в Таиф, и дай им номер нашего телефона здесь! Людей нельзя лишать возможности задавать вопросы и просить фетвы».
После возвращения из Америки шейх продолжал свою просветительскую деятельность. В больничную палату провели две телефонных линии, и шейх отвечал на вопросы людей. Кроме того, он попросил медперсонал пускать к нему всех посетителей, и ежедневно его навещало более тысячи человек. Врачи стали опасаться, что это может ухудшить состояние шейха, и разрешили посещать его только в течение часа после ночной молитвы.
***
Наступил священный месяц Рамадан. Находясь в больнице, шейх настоял на том, чтобы врачи отпустили его в Заповедную Мечеть Мекки, где на протяжении последних восемнадцати лет он вёл уроки и наставлял паломников в месяц поста. Врачи дали согласие, и для шейха в Заповедной Мечети Мекки приготовили специальную комнату, которая была похожа на больничную палату. Кроме того, шейха сопровождала специальная бригада врачей, которая круглосуточно наблюдала за состоянием его здоровья. Лёжа в больничной постели, шейх Ибн аль-Усеймин вёл уроки через микрофон: люди слышали его голос, но не видели самого шейха.
Шейх Мухаммад Раби Сулейман рассказывает: «В один из дней произошёл запоминающийся случай. Специалисты, наблюдавшие за состоянием здоровья шейха, в тот вечер настоятельно рекомендовали ему отдохнуть и отменить урок после ночной молитвы таравих. Кроме того, врачи должны были сделать ему переливание крови и другие медицинские процедуры. В ответ шейх сказал: «Делайте то, что необходимо, а я буду вести урок». И тогда прямо во время урока врачи ввели шейху иглу для переливания крови, измеряли его температуру, определяли частоту пульса и проводили другие медицинские процедуры».
В течение Рамадана состояние здоровья шейха ухудшалось с каждым днем. Врачи до минимума ограничили число посетителей, но шейх продолжал давать уроки. Критический момент наступил вечером 29 Рамадана. По решению врачей шейха доставили в отделение реанимации в Джидде, где он провёл пять часов. Ближе к ночи он почувствовал себя лучше, и, несмотря на протесты медперсонала, шейх настоял на том, чтобы его доставили обратно в Мекку для проведения урока, сказав: «Студенты и люди ждут нас в Заповедной Мечети, поэтому нельзя их бросать». На машине скорой помощи шейха доставили в Мекку: он лежал на носилках и дышал через кислородную маску. Прибыв в мечеть, он совершил закатный и ночной намазы, а затем молитву-таравих. После этого он попросил микрофон и, дыша через кислородную маску, стал проводить урок, завершив его словами: «Возможно, я больше не встречусь с вами в следующем году!» – после чего тысячи людей в Заповедной Мечети заплакали, ибо все они слышали, насколько ослабевшим был голос шейха. Закончив урок, шейх сказал находившемуся рядом сыну: «Вот видишь! А если бы мы сидели в больнице Джидды, то упустили бы награду от Аллаха!»
Сын шейха Ибрахим вспоминает, что даже находясь в коме, его отец произносил слова, из которых, будь они записаны, можно было составить целый урок, настолько шейх был привязан к шариатским знаниям.
1 шавваля 1421 года хиджры (28 декабря 2000 г.) шейх совершил праздничную молитву в Заповедной Мечети. После полуденного намаза в тот же день его доставили в больницу Джидды, так как, предчувствуя скорую смерть, он желал находиться неподалёку от Мекки. В больнице он постоянно читал Коран, обращался с мольбами к Аллаху и произносил слова поминания Аллаха. Незадолго до наступления клинической смерти он повторял аяты: «О человек! Ты стремишься к своему Господу и встретишься с Ним! Тот, кому его книга будет вручена в его правую руку, получит лёгкий расчёт» (сура «аль-Иншикак», аяты 6–8). В среду днем 15 шавваля 1421 года хиджры (10 января 2001 г.) шейх впал в кому, а через несколько часов, не приходя в сознание, скончался.
Прискорбную весть о кончине шейха Мухаммда ибн Салиха аль-Усеймина вечером того же дня сообщили все СМИ Саудовской Аравии, объявив также, что погребальная молитва состоится на следующей день в Заповедной Мечети после предвечернего намаза. Повсеместно люди стали выражать друг другу соболезнования: на рынках, в мечетях, в местах собраний, на улице. Все верующие почувствовали скорбь и восприняли это горе как собственное.
Тело шейха на скорой помощи в сопровождении пяти сыновей, двух братьев и доктора доставили в Мекку. 16 шавваля 1421 года хиджры (11 января 2001 г.) после предвечерней молитвы свыше пятисот тысяч мусульман совершили по нему погребальный намаз в Заповедной Мечети. По словам очевидцев, на похороны шейха собралось так много людей, словно это был сезон хаджа. Помимо полицейских для соблюдения общественного порядка было привлечено свыше полутора тысяч солдат. Через мегафоны людей постоянно призывали соблюдать спокойствие. После погребальной молитвы сотни тысяч людей пошли на кладбище Аль-Адаль в Досточтимой Мекке. Из-за огромной давки, образовавшейся на площади перед Заповедной Мечетью, движение застопорилось: тогда люди стали передавать друг другу погребальные носилки с телом шейха Ибн аль-Усеймина и пронесли их на руках все семь километров вплоть до места погребения, где он был похоронен рядом со своим учителем – шейхом Ибн Базом.
(Продолжение статьи читайте в следующем номере.)
- 1565 просмотров