Протоптав под дождливым небом килограммы грязи, мы пришли в один из скотных дворов, где цены были более-менее приемлемы. Но происходящее там невозможно было описать кроме как словом «каша».
Дождь, мокрая земля, грязь под ногами, толпы людей в поисках жертвенного животного… превратили территорию этого двора в сплошное болото, которое не оставляло никакой надежды на сохранение твоего праздничного вида. Снующие туда-сюда покупатели, приставучие молодые ребята, которые предлагали за деньги что-то прочитать над животным, бараны в нескольких состояниях: баран в загоне; баран, которого уже тащат; баран, который смотрит на то, как режут его «сотоварища»; баран, который уже не смотрит ни на что, ждущий, когда освободится один из немногих крюков, чтобы с него сняли шкуру; баран, с которого уже снимают шкуру…
Поражала и сама процедура принесения в жертву, когда баранов клали в ряд и резали друг за другом, не проявляя должного отношения к животным, которое заключается в том, чтобы не показывать ему нож и не резать на его глазах другое животное. Всё это напоминало кадры из фильма ужасов. Это была бойня.
К сожалению, это реальность, которая повторяется из года в год. С одной стороны, местные власти, которые в пылу религиозного гнева отключают Youtube, не могут организовать для мусульман достойный рынок, где можно спокойно прийти, купить барана и принести его в жертву, не подвергая свою психику и одежду опасности, и где животные не будут испытывать стресс в последние минуты своей жизни. А с другой – хозяева этих «скотных дворов», которые не собираются благоустраивать свою территорию: положить на землю плитку, чтобы не месить грязь под ногами, установить отдельные загоны, где будут резать животное, и т. д.
Есть и третья составляющая этой проблемы – сами верующие, которые уже давно должны понять, что решение вопросов, возникающих в их жизни по воле Аллаха, зависит, главным образом, от них самих. Во-первых, мы сами должны самоорганизоваться и открыть соответствующий «скотный двор». Во-вторых, мы должны оставаться людьми «в глазах» приносимых нами в жертву животных. Не набрасываться на них, как хищники. Безусловно, самым хорошим делом в день жертвоприношения является пролитие крови, но это не означает, что подобное должно происходить на соседнем тротуаре, будь то в Махачкале или Москве.
Братья, не создавайте трудностей для людей. Ислам учит радовать и облегчать, а не создавать трудности. Вы можете сделать это, не завышая цены на животных и продукты питания, чтобы этому великому празднику могли порадоваться богатые и бедные мусульмане. Не режьте баранов где попало и как попало – ислам учит мягкости во всём; ислам призывает людей к чистоте. Радуйте свои семьи, близких и соседей в праздничные дни. Улыбайтесь чаще. Тогда мы почувствуем теплоту этого праздника.
И коротко остановимся на основных вопросах, возникающих относительно принесения жертвы.
История обряда
Исламская традиция жертвоприношения уходит своими корнями в далёкое прошлое. В день Курбан-байрама паломники, завершая обряды хаджа, собираются в долине Мина священной Мекки, возрождая Сунну пророка Ибрахима (мир ему) согласно шариату пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). В этот день, испытывая веру Ибрахима, Всевышний Аллах повелел ему принести в жертву собственного сына. Твёрдо намерившись исполнить приказ Аллаха, Ибрахим уложил Исмаила, подчинившегося велению Господа, и провёл ножом по его горлу. Но Всевышний Аллах, не желавший гибели ребёнка, принял жертву своего пророка по его праведному намерению и, затупив лезвие ножа, заменил мальчика белым бараном. Этот великий поступок Ибрахима (мир ему) стал примером и Сунной для нас, уммы пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Достоинство
жертвоприношения
Предписав мусульманам совершение хаджа, Всевышний Аллах предоставляет возможность тем, кто не отправился в эти дни в священную Мекку, совершить нечто подобное. Это и пост в день Арафа (предшествующий дню праздника), за который прощаются грехи прошедшего и последующего года, и принесение жертвы, как это делают наши братья на священной земле, что даёт каждому из нас почувствовать себя частью большой исламской уммы.
Всевышний Аллах говорит о жертвоприношении: «Сделали Мы его одним из обрядов, в котором благо для вас» (сура «Паломничество», аят 36), а также: «Совершай молитву ради Господа своего и закалывай жертву» (сура «Изобилие», аят 2). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Нет для сына Адама в день Курбан-байрама дела лучшего, чем пролить кровь, за исключением соединения родственных связей»; «В день Суда жертвенное животное будет на чаше добрых дел со своими рогами, шерстью и копытами. Кровь, пролитая в этот день (жертвоприношения), достигает своего места пред Аллахом прежде, чем она достигнет земли. Так очищайте ею ваши души»; «…воистину, за каждую каплю крови, пролитой ею (жертвой), будет прощаться допущенный ранее грех».
Статус жертвоприношения
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто имеет возможность и не приносит в жертву животное, пусть не приближается к месту совершения нами молитвы». Однако большинство учёных считает жертвоприношение желательным, а не обязательным, а данные слова – указывающими не столько на обязательность, сколько на важность. Об этом свидетельствует большое количество хадисов, среди которых упомянутый ниже о подстригании ногтей и волос, а также: «Три вещи являются для меня обязательными, а для вас желательными: молитва витр, жертвоприношение и два ракаата перед рассветом». Однако принесение в жертву является настоятельной Сунной (Сунна муаккада), и пренебрежение этим видом поклонения для тех, кто имеет материальные возможности, является порицаемым, а по мнению некоторых авторитетных учёных, и грешным.
В вопросе о том, что понимать под материальными возможностями, у учёных имеются разногласия. По одному мнению, к данной категории относятся мусульмане, подпадающие под обязательность уплаты заката, по другому – имеющие в наличии сумму, достаточную для обеспечения семьи в течение четырёх дней и для того, чтобы приобрести жертвенное животное.
Этика жертвоприношения
Человеку, намеревающемуся принести жертву, желательно не стричь волосы и ногти в течение десяти дней до жертвоприношения. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть тот, кто желает принести жертву, не стрижёт ногти и волосы в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа, пока не принесёт её». Эти слова не носят категоричной формы, а лишь выражают нежелательность данного действия, связанного с проведением параллели с состоянием паломников, которые также не стригут ногти и волосы.
Из всех видов животных в жертву допускается приносить верблюдов, быков, коров, буйволов, овец и коз. Барану (овце, козе) должно быть не менее года, быку – двух, верблюду – пяти лет. Желательно, чтобы жертвенное животное было жирным, большим и красивым. Нельзя приносить в жертву животных слепых на один или оба глаза, излишне худых, хромых, больных, беззубых, со сломанными до основания рогами, не имеющих более половины хвоста или уха (по мнению некоторых учёных, более одной трети). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Четыре вида животных не пригодны к жертвоприношению: животное с явно выраженной слепотой, больное, с ярко выраженной хромотой и худое». Допускается врождённое отсутствие рогов или их небольшой надлом, несильная хромота, отсутствие нескольких зубов и небольшой части уха.
За кого и сколько?
Овца или коза приносятся в жертву за одного мусульманина и его семью. Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) принёс в жертву двух баранов, которые были большими, жирными и рогатыми. Закалывая одного из них, он сказал: «Во имя Аллаха и Аллах велик. О Аллах, прими это от Мухаммада и семьи Мухаммада». Быка, корову или верблюда в жертву могут принести семеро человек, будь они из одной семьи или из разных. Джабир (сподвижник Пророка) рассказывал: «Когда мы были с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, в Худайбии мы принесли в жертву верблюда за семерых и корову за семерых».
Другие детали
Время жертвоприношения наступает сразу после праздничной молитвы. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Первый обряд в этот день – молитва, а затем жертвоприношение. Если кто-то зарезал животное до праздничной молитвы, то это мясо для его семьи, но не жертвоприношение». Лучше всего принести жертву в первый день, но можно это делать и в течение трёх, а по мнению шафиитов, – четырёх дней. Оба эти мнения являются обоснованными.
Желательно зарезать животное самостоятельно, произнеся при этом: «Бисми Ллягьи ва Ллагьу Акбар!» («с именем Аллаха и Аллах Велик!»). При отсутствии умения или каком-либо опасении об этом можно попросить другого человека. В случае когда нет возможности присутствовать, человек должен сделать намерение, передать стоимость жертвенного животного и поручить, чтобы жертву принесли от его имени. Если жертвоприношение совершает женщина, то желательно, чтобы она попросила кого-либо из мужчин сделать это от её имени.
Тому, за кого приносится жертва, крайне желательно при этом присутствовать. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Присутствуйте при жертвоприношении, поистине, вам простятся грехи при первой капле крови». Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал своей дочери Фатиме: «Присутствуй при жертвоприношении за тебя, поистине, тебе простятся грехи при первой капле крови».
Что делать с мясом?
Желательно использовать часть мяса для угощения своей семьи, часть – передать соседям и родственникам, часть – раздать в качестве милостыни тем, кто в этом нуждается. Всевышний Аллах сказал: «...Ешьте их мясо и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты» (сура «Паломничество», аят 36). Раздать часть мяса жертвенного животного является обязательным.
Также ибн Аббас рассказывал о жертвоприношении Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Треть он оставлял для семьи, треть – на угощение бедных соседей и треть раздавал тем, кто просил». Ибн Умар говорил: «Жертвоприношения и подарки: треть для тебя, треть для семьи, треть для бедных».
Продавать мясо или шкуру жертвенного животного запрещено. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто продаст шкуру жертвенного животного, тому оно (животное) не засчитывается (как жертвенное)». Шкуру можно подарить кому-нибудь или оставить для личного использования.
Мясом или шкурой жертвенного животного нельзя расплачиваться и с мясником, резавшим и разделывавшим его. Можно дать ему часть мяса, если он беден, но не в качестве оплаты. Али говорил: «Посланник Аллаха приказывал мне раздавать мясо и шкуру жертвенного животного в качестве милостыни. Также приказывал не давать мяснику какую-либо часть животного (в качестве оплаты труда)».
P. S. Благотворительный фонд «Чистое сердце» приглашает всех желающих для оказания помощи в развозе мяса нуждающимся. Всевышний Аллах сказал: «Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность… Обрадуй же благой вестью творящих добро» (сура «Паломничество», аят 37). Пусть Всевышний Аллах примет жертвы от тех, кто их принёс, а тем, у кого не было такой возможности, даст её в следующий раз. Амин. С праздником вас. Пусть Аллах примет от нас и от вас.
- 116 просмотров