(Продолжение. Начало в №47 от 1.12.2017 г)
Спустя некоторое время бедняки снова пришли к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказали: «Наши богатые братья услышали о том, что мы делаем, и теперь они поступают так же». В ответ он сказал: «Это милость Аллаха, которую Он дарует тому, кому пожелает».
Имущество даёт человеку дополнительные возможности совершать благие дела. В многочисленных аятах Корана Всевышний Аллах призывает мусульман расходовать на Его пути. Естественно, больше возможностей исполнять это повеление у тех, кто обладает достатком.
Даже возможность исполнения некоторых столпов ислама напрямую связана с имуществом: речь идёт о выплате заката и совершении хаджа.
Сильный мусульманин лучше слабого
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сильный верующий лучше и любимей для Аллаха, чем слабый, но в каждом из них есть благо» (Муслим). Наверное, многие полагают, что в них говорится о физической силе. Да, в том числе. На самом деле смысл данного хадиса охватывает все положительные качества, в первую очередь веру. Этот хадис указывает на то, что для мусульманина является правильным и похвальным устремление ко всему, что приближает его ко Всевышнему Аллаху или даёт возможности приближаться к Нему.
Помимо индивидуальной ответственности на мусульманине есть также социальная – он является частью исламской общины. От того, какими будут конкретные мусульмане, напрямую зависит то, какой будет исламская умма. Если исламская умма будет сильной и самодостаточной, она не будет зависеть от других.
Поэтому сильный мусульманин лучше слабого, и, как говорит Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в другом хадисе, «дающая рука лучше просящей» (Муслим).
Приоритеты
У многих мусульман наблюдается непонимание приоритетности тех или иных дел. Основное правило в этом вопросе можно извлечь из известного хадиса кудси3, в котором Всевышний Аллах говорит, что наиболее любимыми делами, которые приближают к Нему человека, являются те, которые Аллах вменил ему в обязанность.
Если человек обязан содержать свою семью, то зарабатывание денег с соответствующим намерением для исполнения этой обязанности будет для него лучше, чем приобретение дополнительных знаний, которое будет препятствовать обеспечению семьи.
Давать садака (милостыню), имея долг, когда размер садака влияет на возврат долга, является запрещённым, потому что возврат долга обязателен, а садака – желательна. Желательное действие не должно приводить к неисполнению обязательств. Так, в книгах по фикху4 прямо прописано, что милостыня, которая приводит к неисполнению обязательств, является запретной.
С этим вопросом тесно связана тема «фардкифая» – коллективная обязанность. Сюда относится всё, что является обязательством общества, исполнение которого его частью снимает ответственность с остальных. Если же «фардкифая» не исполняет в обществе никто, то грех за это ложится на всех его членов. Например, если в населённом пункте необходимо наличие определённого количества медперсонала и население этого общества не заботится о решении данной проблемы, то грех за это ложится на всё общество. Ту же самую логику можно перенести на все важные проблемы исламской общины, связанные с её развитием. Если человек осознанно посвящает себя решению подобных проблем, то его деятельность становится одной из высших форм поклонения Всевышнему Аллаху.
Торговля и бизнес
Торговля, согласно исламу, является одним из самых предпочтительных и достойных видов заработка. На это указывает большое количество аятов Корана и хадисов посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах говорит в Коране: «Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха» (сура «Собрание», аят 10). Здесь речь идёт о заработке, к которому в том числе относится и торговля.
Ещё более явными в этом смысле являются слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), когда его спросили: «Какой заработок является наилучшим?» Он ответил: «Тот, что человек заработал своими руками или в результате добропорядочной торговли» (Аль-Баззар).
От некоторых сподвижников даже передаётся, что они желали, чтобы смерть застигла их в тот момент, когда они будут заниматься торговлей.
Торговцы и бизнесмены способствуют тому, чтобы различные виды товаров распределялись среди населения согласно тому спросу, который в нём имеется. Также бизнесмены путешествуют по различным странам, завязывают знакомства и отношения с людьми, что в итоге даёт им больше возможности исполнять ту роль наместничества, которую Всевышний Аллах отвёл человеку на этой земле.
Если посредством своей торговли и бизнеса мусульманин будет стремиться исполнять свои обязанности, обеспечивать семью, выплачивать закат, помогать людям… то его торговля станет поклонением Всевышнему Аллаху.
Поэтому немалая часть сподвижников из числа десяти обрадованных Раем при жизни (то есть лучших людей исламской общины после пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха), а также имамов и учёных после них стали посредством торговли по сегодняшним меркам долларовыми миллионерами, а то и миллиардерами.
Богатство – это фитна
Конечно, у богатства есть и обратная сторона. Так или иначе, это испытание от Аллаха, которое не каждый может достойно пройти. Более того, для кого-то богатство может оказаться гораздо большим испытанием, чем бедность. Поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, чего я боюсь для вас после моей смерти, так это блеска и украшений этого мира, которые будут вам дарованы» (Аль-Бухари, Муслим).
Страсть к накопительству порицается в некоторых последних сурах Корана, которые многие мусульмане знают наизусть и читают в намазах. Аллах говорит (смысл): «Страсть к приумножению увлекает вас, пока вы не посетите могилы» (сура «Страсть к приумножению», аяты 1, 2). То есть накопление богатства может стать самоцелью человека, которая отвлечёт его от того, что возложил на него Аллах, и собьёт с прямого пути.
В другой суре Всевышний Аллах говорит (смысл): «Горе всякому хулителю и обидчику, который копит состояние и подсчитывает его, думая, что богатство увековечит его. О нет! Он будет ввергнут в Огонь сокрушающий» (сура «Хулитель», аяты 1–4). То есть богатство может привести человека к гордости и надменности, когда он будет считать себя лучше и выше других, позволяя унижать окружающих людей. Он будет полагать, что посредством своего имущества защищён от всего, однако участью такого человека станет «сокрушающий Огонь».
Также имущество – это дополнительный спрос перед Всевышним Аллахом в Судный день: богатые мусульмане войдут в Рай позже бедных.
Сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вёл очень аскетичный образ жизни. Временами в его доме подолгу не разжигался огонь, поскольку в нём не было продуктов, чтобы приготовить пищу. Как-то он проходил мимо женщины, которая плакала у могилы, и призвал её к терпению. Она не узнала Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и ответила: «Оставь меня! Тебя не постигло то, что постигло меня». Когда ей сказали, что это был Пророк, она поспешила к его дому, и, как говорится в хадисе, не обнаружила у его дверей привратников. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обладал огромными материальными возможностями, однако он не пользовался ими в своих личных целях. Более того, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) умер, взяв в долг ячмень у иудея и оставив у него в качестве залога свою кольчугу.
Заключение
Ислам не призывает к бедности. Бедность согласно исламу является проблемой, которую необходимо решать. На это направлен один из пяти столпов религии Аллаха.
Богатство же является милостью Аллаха, которую Он даёт, кому пожелает.
Каждому мусульманину после исполнения своих обязанностей следует заниматься тем, что у него лучше получается и что ему больше подходит. Мусульманин должен постараться найти свою нишу в обществе, своё предназначение и специальность и развиваться в выбранном направлении. Если при этом он будет иметь хорошее правильное намерение, то его деятельность станет поклонением Всевышнему Аллаху, посредством которого он сможет заслужить Его довольство и награду.
В хадисе, который передал имам Муслим, говорится: «Поистине, Аллах предписал делать всё наилучшим образом…» Пусть Всевышний Аллах поможет нам соответствовать этому хадису и сделает нас полезными для ислама, мусульман и общества, в котором мы живём. ]§[
____________________________________
3 Хадисы, в которых Пророк (мир ему и благословение Аллаха) передал слова Аллаха, не относящиеся к Корану.
4 Исламская юриспруденция, основанная на текстах и установках Корана и Сунны.
№48 от 8.12.2017 г
- 345 просмотров