На просторах социальных сетей сегодня можно увидеть довольно разные высказывания и мнения о должном отношении мусульманина к вопросу нации. В какой мере нужно любить свою нацию, имеет ли национальный вопрос место в исламе, как относиться к проблеме утраты национальных языков на Кавказе, нужно ли вообще мусульманину беспокоиться о подобных вопросах? Сегодня, перед вызовами глобализации, данная тема стала довольно актуальной для обсуждения.
Можно сказать, что у мусульман наличествует разнообразный колорит мнений в этих вопросах. Начиная от слепого национализма вплоть до абсолютного космополитизма. Одни видят свою нацию и язык чуть ли не Богом избранными и, естественно, на этом и строят своё отношение к представителям иных наций. Другие не только далеки от вопроса своего национального происхождения, но и являются вообще противниками сохранения национальных признаков, в том числе и языков. «Зачем нам нужно много языков в Дагестане, легче всего доносить до людей тезисы ислама на русском языке», – подобные высказывания я не раз встречал от довольно строго соблюдающих религию мусульман. Как и обрусевший контингент кавказского населения, они тоже являются сторонниками нивелирования национальных языков. «Не видим абсолютно никакой пользы в сохранении родных языков», «вход в мировую культуру возможен только через русский язык» – это высказывания некоторых политиков кавказского происхождения.
За несколько столетий у нас, у дагестанцев, сложился определённый культурный облик. Облик, который отличает нас от других народностей своеобразием и уникальностью. Эта культурная идентичность и менталитет образовались в силу многих факторов: это и богатая героическими личностями и событиями наша история; это и религия ислам со своим огромным потенциалом духовности и пассионарности, это даже географические и климатические особенности Кавказа. Естественно, в эту культурную особенность вместе с традициями, этикой обихода и исключительностью поведения входят и наши драгоценные языки.
Все эти факторы настолько переплетаются друг с другом, что представить один без другого невозможно. Язык связан с историей, история – с религией. А религия для нас всегда была и остаётся главной жизненной ценностью. Давая языку исчезнуть, мы забудем, кто мы, чем отличаемся от других наций. Особенно если идёт культурная и языковая экспансия народа, доминирующего в стране и отличающегося от нас своей культурой.
Чем мы, кавказцы, отличаемся от других народов? К примеру, когда мы называем себя аварцами, мы ведь не буквами «къ» и «кь» отличаемся. Мы отличаемся имамами Газимухаммадом, Гамзатбегом, Шамилём. Мы отличаемся плеядой великих учёных-арабистов, муршидов, газиев, поэтов и множеством легендарных личностей. Мы гордимся этими знаменитостями, воспеваем их, передаём о них из поколения в поколение. Таким же образом формирование собственной ментальности происходило и с другими народами Кавказа. В каждом народе были свои национальные герои и свои исторические события, на базе которых сложился тот или иной менталитет народа. На этом культурно-этническом своеобразии, богатом историческими переплётами, образовались самоидентичность и жизненные принципы всех кавказских народов. В этом и есть их своеобразие и индивидуальность. Поэтому процесс разложения кавказских народов начнётся с утратой их исторического прошлого, что уже имеет место с тенденцией к потере языков. Теряя историческую память, человек обезличивается и становится биологическим видом, без ценностей и идеалов жизни. Складывавшаяся долгие века и передавшаяся из поколения в поколение мораль горца потеряет свою самобытность.
Многие мусульмане, которые не вполне представляют негативность этого процесса для Кавказа, спрашивают: «...А где же ценности ислама. Ведь ислам, как религия, может дать нам эти моральные устои и идеалы жизни? Зачем нам эти языки и излишняя традиционность общества?»
Да, религия, несомненно, даст человеку все устои жизни. Но дело в том, что в этом вопросе у многих мусульман немного примитивное понимание. В данном случае они рассматривают личность и формирование нравственности отвлечённо от общества. Мы должны знать, что личностная мораль и общество взаимосвязаны. Религия устанавливает мораль сначала в обществе, и к индивидууму она переходит как общественная составляющая. Если человека не волнует позитивная мораль своего общества, то это означает, что человек потерял стыд. Если на мужа и жену, которые ходят, взяв за руки друг друга, не обращают внимания в городе, то в селе на них непременно будут смотреть и осуждать. То есть важно, чтобы человек всё-таки находился в определённой зависимости от традиционных норм поведения собственного общества. Как это было в обществах Кавказа со времён принятия его народами ислама.
Поэтому-то и многие исламские ценности существовали ещё до нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Тогда у арабов была своя мораль, сложившаяся ещё со времён религии Ибрахима (мир ему) на протяжении нескольких веков. Хотя их жизнь и была очень примитивной, но такие высокие жизненные идеалы, как благородность, щедрость, правдивость, храбрость, целомудренность – были важнейшей составляющей общества.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, я был послан лишь для усовершенствования благих нравов». Он был отправлен для исправления искажённой веры и формировавшейся на основе этой искажённости практической стороны жизни. Основы же многих благих нравов существовали в арабском обществе. Поэтому знатный араб никогда не представлял, что может соврать, проявить скупость или трусость. Женщина не представляла, что «свободная женщина» способна на прелюбодеяние. В этом была причина удивления Хинд, жены Абу Суфьяна, когда она узнала, что ислам запрещает прелюбодеяние. Хинд спросила: «Разве может свободная женщина совершить прелюбодеяние?!»
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришёл усовершенствовать нравы. Он не пришёл искоренить ранее сложившуюся позитивную мораль, чтобы построить новую. Наоборот, он утвердил все нравственные ценности, которые в то время были у арабов и ещё находились в состоянии первозданной чистоты.
Подобным же образом кавказская ментальность основана на ценностях ислама и к индивидууму передаётся именно через традиционность общества. Поэтому можно заметить разницу между двумя соблюдающими мусульманами в их поведении в обществе. Этика поведения в обществе молодого парня или девушки, воспитанных в традиционной среде, сильно отличается от поведения их сверстников, воспитанных в нетрадиционной. ]§[
(Продолжение следует.)
- 20 просмотров