– И у вас есть определённый план? – Разумеется, иначе интервью не имело бы смысла. Как говорит президент нашей республики, «в слове “оппозиция” я делаю акцент на слово “позиция”». Поэтому я намерен создать общественное движение, то есть неправительственную общественную организацию, которая будет назваться ДУА.
(Продолжение. Начало в № 44)
я намерен создать общественное движение, то есть неправительственную общественную организацию, которая будет назваться ДУА.
– ДУА – это мольба, обращённая к Всевышнему.
– Но её не следует путать с канонической молитвой. ДУА может быть произносима на любом, а не только арабском, языке и содержать любые хорошие просьбы. Безусловно, такой духовный смысл ляжет в основу деятельности организации, как лёг в её название. Вместе с тем ДУА – это аббревиатура, которая на идейно-доктринальном уровне раскрывается как «Демократическая узденская альтернатива», а на правовом – как «Дагестанская узденская ассоциация». Так что она будет в полной мере соответствовать курсу на построение «суверенной демократии» и де-юре отличаться от существующих казачьих ассоциаций в форме различных «кругов» и «войск».
– Вы видите ДУА федеральной или республиканской организацией?
– Пока республиканской, но не исключаю, что со временем она может стать международной. При этом действующее законодательство будет соблюдено самым скрупулёзным образом. Я чётко представляю источники и схему её финансирования, но раскрывать их сегодня считаю преждевременным. Могу только сказать, что никому не удастся путём финансовых вливаний превратить ДУА в свою частную лавочку.
– Когда ваш замысел воплотится в жизнь?
– Не раньше, чем удастся кардинально изменить коллективное сознание дагестанского общества, внедрив в его здоровое коллективное бессознательное достижения современной гуманитарной науки. И с этой целью в обозримом будущем я намерен создать интернет-сайт под названием «Виртуальный Дагестан».
– Почему «виртуальный»?
– В обиходе мы исказили смысл латинского слова «виртуальный», превратив его едва ли не в синоним слова «нереальный». На самом деле оно означает, цитирую по словарю: «Возможный, тот, который может и должен проявиться при определённых условиях». Но эти условия не созреют, пока мы не выстроим систему ценностных координат дагестанской идентичности, уходящую в глубь веков и одновременно устремлённую в будущее. Например, не осознаем, что пантеон наших героев не должен начинаться и оканчиваться имамом Шамилём. Скажем, у нас есть достаточные основания открывать его именем Гектора, чьи подвиги сохранила для мира «Илиада» Гомера. Ведь известно, что основавшие Рим этруски были выходцами из Трои и, как установлено виднейшим отечественным лингвистом академиком В. В. Ивановым, в этнолингвистическом плане являлись восточно-кавказским этносом, представленным сегодня лишь дагестанцами и вайнахами. Исключительное место в этом пантеоне должен занять Лек – этнарх дагестанских народов, т. е. праотец-основатель дагестанской этнополитической общности, и его достойный потомок Хозаних. Именно он, согласно летописанию, основал во внутреннем Дагестане город Хунзах, ставший впоследствии первой столицей общедагестанского государства. Об этом свидетельствует обширная арабо-иранская географическая литература, и остаётся только удивляться, как наши учёные мужи это не поняли. Безусловно, подобающее место в этом пантеоне должно быть отведено выдающимся представителям как удельных феодальных династий, так и династии шамхалидов, правившей Дагестаном на протяжении столетий из Кази-Кумуха, а затем из Тарков. Об этом было известно ещё царскому генералу и выдающемуся лингвисту барону Услару. И будь наши генералы от науки более патриотичны и политичны, мы бы сегодня отмечали не 150, а как минимум 1000 лет нашей столицы. Причём с несравненно большими основаниями, чем у президента Татарстана Минтимера Шаймиева, устроившего грандиозные международные торжества по поводу мифического 1000-летия Казани.
Возвращаясь к личности Шамиля, должен заметить, что он совершенно неоправданно вырван массовым сознанием из круга его же соратников и тем более наставников. Речь идёт о шейхах Мухаммаде Ярагском и Джамалутдине Кази-Кумухском, а также о первом имаме, несгибаемом Гази-Мухаммаде. Являясь сегодня самой известной фигурой нашей истории, Шамиль стал бы ещё и закономерной фигурой, будь он окружён целой плеядой дагестанских героев всех времён, в том числе и времён Великой Отечественной войны, чьи славные имена дружно замалчиваются центральными СМИ каждое празднование Дня Победы.
При этом не надо думать, что основу дагестанской идентичности составляют только герои, снискавшие славу на полях сражений. Они были у нас и в иных сферах деятельности, и прежде всего там, где требовалась гордая, независимая и самодостаточная личность. Благодаря ей возникший у нас полторы тысячи лет назад феодализм, породив сложную социальную градацию, не стал, тем не менее, всесокрушающей силой. Многоуровневые ассоциации самоуправляющихся узденских джамаатов неизменно гарантировали обществу положение реального суверена, диктующего свою волю номинальному суверену в лице шамхала, уцмия, майсума, нуцала и других. И не случайно прозорливый царский офицер Аполлон Руновский, бывший некоторое время приставом при пленённом Шамиле, писал: «Дагестан – это Англия и США в миниатюре». И действительно, у нас на протяжении столетий функционировала независимая от владетеля правовая система. Существовали города в их классическом, западноевропейском понимании. Они являлись центрами административно-территориальных единиц, в подавляющем большинстве случаев полиэтничных, по своей внутренней природе схожих со швейцарскими кантонами. Это и есть те самые юридически невразумительные «вольные общества», навязанные нашему сознанию извне. К тому же никакие феодальные установления не могли регламентировать в Дагестане развитие частнопредпринимательского ремесленного производства и торгового капитализма.
– Всё, что вы говорите, ошеломляет.
– А мне напоминает коллизию из старых индийских фильмов, когда принадлежащий к низшей касте бродяга и вор вдруг узнаёт, что на самом деле он – потерянный или похищенный в младенчестве законный наследник раджи. И тогда обнаруживается, что это порождает массу психологических проблем, поскольку окружающим, а прежде всего ему самому, трудно в это поверить и круто изменить свой образ жизни. Содействовать преодолению подобных проблем и будет мой интернет-сайт «Виртуальный Дагестан».
– Опишите его в общих чертах.
– Определённо это не будет сайт быстрого реагирования, подменяющий СМИ. Скорее он будет восполнять и возрождать то, что за многие десятилетия искромсали и извратили наши академические гуманитарные институты и прочие культурно-идеологические структуры. Образно говоря, мой сайт будет восстанавливать для Дагестана охранную грамоту на будущие времена, склеивая её из разрозненных кусочков нашей истории, языка и литературы.
Из планируемых мною разделов это прежде всего «Научный совет», в рамках которого будет рассматриваться широкий спектр проблем. Например, такие базовые, как «Дагестан в контексте общего кавказоведения, протокавказской истории и культурологии» и «Комплексное дагестановедение как фактор формирования общедагестанской идентичности». Важное место займёт раздел «Исламский универсализм и традиционная этнокультура». Его целью будет содействие установлению внутриконфессионального мира в Дагестане, поскольку говорить о межконфессиональном в условиях нашей республики с её крайне незначительным несуннитским населением не приходится. Тем более что враждебность по отношению к представителям немусульманских конфессий противоречит дагестанской традиции. А то, что фундаментальный ислам требует от своих приверженцев относиться покровительственно к людям Писания, т. е. иудеям и христианам, если, конечно, они не проявляют враждебности, хорошо известно. Кроме того, сайт будет содержать разделы «Дагестанский музей», «Дагестанский архив» и «Дагестанская библиотека», поскольку это те три кита, на которых зиждется культура любого народа. Полагаю также, что нельзя будет обойтись без раздела, посвящённого правовым вопросам. Его девизом станет известная юридическая максима «Цель права – мир, средство достижения – борьба». Ну и, наконец, раздел «Литературный салон», в котором будут обсуждаться произведения художественной литературы. Но, разумеется, не тех авторов, которые занимаются производством цветистой экзотики на потребу иноязычному читателю. Чтобы не быть уличённым в плагиате, должен сказать, что такая характеристика мощного пласта дагестанской литературы принадлежит не мне, а Аркадию Гольштейну. Его весьма интересная книга «Башни в горах» наделала в своё время много шума у нас в республике, после чего её постарались забыть. Но в разделе «Дагестанская библиотека» она займёт подобающее ей место.
– И всё это по силам одному человеку?!
– Естественно, нет. Когда я говорю «мой сайт», я имею в виду лишь свою ответственность за его утверждение в интернет-пространстве и идейно-научную направленность. Но я не намерен превращать «Виртуальный Дагестан» в «Мой Дагестан». Я рассчитываю привлечь к работе над ним всех, кто обеспокоен будущим своей родины. И это люди, способные осмыслить и прочувствовать «Дагестанскую узденскую альтернативу» и стать активными членами «Дагестанской узденской ассоциации». К тому же я собираюсь заинтересовать сайтом своих коллег вне Дагестана, в том числе из-за рубежа. Не сомневаюсь, что после появления «Виртуального Дагестана» в интернет-пространстве сайт и сам станет привлекать к себе заинтересованных лиц, а их в современном мире весьма много. Также я имею реальную возможность организовать перевод сайта или отдельных его разделов на английский, немецкий, французский, испанский, арабский, иранский, турецкий и даже китайский языки.
– Вы не допускаете, что ваши мысли, суждения и даже отдельные фразы и слова могут взять на вооружение совсем не те, кому они адресованы?
– Допускаю, хотя бы потому, что знаю строфу Тютчева: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся». Но вместе с тем я убеждён, что известное каждому врачу правило «Не навреди» не может служить оправданием для гуманитариев, призванных врачевать болезни народа и общества. Земная жизнь отдельного человека ограничена, а потому есть опасность, что рискованное лечение может лишь ускорить конец. Напротив, жизнь народа и представляющего его на каждом конкретном отрезке истории общества может длиться вплоть до Судного Дня. А потому пассивно выжидать в надежде, что всё образуется само собой, означает подталкивать свой народ к преждевременной деструкции и гибели. От этого нас предостерегает Благородный Коран словами: «Поистине, Аллах не меняет положения людей, пока они сами не изменят себя». Именно этот айят из суры «Ар-Рад», что значит «Гром», станет лейтмотивом сайта «Виртуальный Дагестан». ]§[
- 2 просмотра