C 10 по 17 июля в живописном местечке Домбай (Карачаево-Черкесская республика) прошёл Кавказский форум российской (евразийской) молодёжи «Домбай-2012», участником которого мне посчастливилось стать. Этот форум собирает общественных деятелей, лидеров из числа молодёжи, людей с активной жизненной позицией в курорте Домбай уже в третий раз.
Надо сказать, что я довольно скептически отношусь к такого рода мероприятиям из-за официоза, экспертов, банально переливающих из пустого в порожнее при аудитории, обычно разделённой на 2 категории: «кивалы», с умными глазами и бесстрастно уставившиеся в свои ай-аппараты, и статисты, которые пришли «по приказу партии». Отзывы об организации и содержании подобных мероприятий, в том числе и федерального уровня, у всех на слуху. Не стану скрывать, что я надеялся компенсировать эти предполагавшиеся недостатки созерцанием природы в этом прекрасном уголке планеты или же, в крайнем случае, просто отдохнуть от городской суеты. А вышло в итоге ни то, ни другое. Каждый из семи дней форума, которые включали в себя лекции, круглые столы, спортивные, культурные и экскурсионные мероприятия, встречи со знаковыми фигурами общественно-политического пространства нашей страны и ближнего зарубежья, прошли настолько увлекательно и насыщенно, что времени не хватало даже на полноценный сон. Впрочем, обо всём по порядку.
В этом году форум проходил под девизом «Евразийский Союз: Лучше вместе!» Надо сказать, что тема евразийства приобрела особенную актуальность в свете некоторых заявлений и направлений внешнеполитического курса, обозначенных Президентом РФ Владимиром Путиным.
В качестве генерального партнёра выступило Международное «Евразийское Движение» во главе с его лидером Александром Дугиным. Если коротко, евразийство – мировоззрение и политическая идеология, которая ставит во главу угла сохранение самобытности народов и этносов, защиту их прав, общение культур и диалог ценностных систем, выступает за интеграцию постсоветского пространства в единое геополитическое целое. Основным принципом евразийской философии является «цветущая сложность» и тезис о существовании особой единой евразийской цивилизации. Конечно, их теоретические выкладки не всегда выдерживали конструктивной критики участников форума, благо уровень участников был на высоте. Но самое, что меня поразило, – это то, что, несмотря на их заявленные ценности, именно евразийцы выделялись из всей разношёрстной, но моментально сдружившейся компании форумчан тем, что всегда стояли особняком, общались только между собой, по окончании официальных мероприятий куда-то испарялись. В итоге обсудить с ними что-либо лицом к лицу, вне рамок лекций и семинаров, обменяться мнениями не получилось. Не говоря уже об обычном общении, чтобы лучше узнать друг друга. Даже наши предложения поиграть в футбол или народную «картошку» были отклонены невнятным, но вежливым отказом. Наверно, стоило попробовать сначала на практике просто пообщаться с теми людьми, с кем собираются построить Евразию.
Уезжал я с форума с двояким чувством. Разочарование, обусловленное пропастью между теорией и практикой идеологов евразийства, несомненно являющейся адекватным ответом вызову времени и агрессии Запада и западных ценностей в широком смысле, было сильным. Но другое чувство было всё же сильнее. Чувство благодарности к организаторам – РКНК и Эльбрусоид – за то, что в Домбае сумели спланировать, с блеском организовать, радушно встретить, провести, наконец, сдружить разных по гражданству, национальности, вероисповеданию, возрасту участников форума. Именно они без особой философской, теоретической платформы смогли на микроуровне там, на месте, в Домбае, построить свою маленькую Евразию. Это и есть созидатели, это и есть уважение к другим народам. Потому что это у нас в крови, Кавказ воспитан на этом веками.
Сегодня я задаюсь, возможно, крамольным вопросом: «Может, не те люди занимаются в России евразийством?»