История Кайтага весьма многогранна и интересна. Кайтагское уцмийство являлось одним из наиболее древних и значительных по территории и влиянию феодальных владений в Дагестане и самым первым государственным образованием на территории нашей республики. Тому есть множество доказательств.
Для изучения правовых взглядов горцев, долгое время не имевших писанных законов, особо важное значение имеют адаты, регулировавшие всю общественную жизнь. С 1601 по 1631 г. правителем Кайтага был Рустемхан. Рустемхан и стал на заре ХVII в. автором писанных законов. Он кодифицировал судебник (свод законов), представляющий собой один из древнейших дошедших до нас сборников права народов Северного Кавказа, в котором с точностью определяются взимоотношения между феодалами и зависимым населением.
Сборник «Постановлений кайтагского уцмия Рустемхана» впервые был опубликован А. Комаровым в 1868 году. Кодекс Рустемхана появился почти одновременно с кодексом УммаХана Аварского, но сборник Рустема отражает более высокую ступень общественного развития, чем кодекс Уммахана Аварского, – он выводит новые понятия, неизвестные кодексу Уммахана: подстрекательство и неосторожность. В своём кодексе уцмийхан Рустем более чётко выражает правовое положение беков и привилегии феодолизирующейся общинной знати, а также духовенства. «Постановления» Рустемхана являются одним из интереснейших памятников кавказского права, памятником, заслуживающим не меньшего изучения, чем, скажем, армянский Мхитара Гоша или законы грузинских царей – Георгия Чёрного, Вахтанга и др.
В Кайтагском уцмийстве уделялось особое внимание урегулированию взаимоотношений между разными сословиями и жителями селений. Это доказывает основополагающий пункт из судебника Рустемхана, в котором говорится: «Государству без правителя, обществу без суда, стаду без пастуха, войску без разумного, селу без головы не быть». Следует отметить, что судебник Рустемхана, в отличие от сводов правил Уммахана Аварского, строго ограничивает действия беков. Беки в Кайтагском уцмийстве не имели права жёстко притеснять людей и уж тем более выселять их из селения. В противном случае брать с него штраф триста рублей в пользу общества. В «Постановлениях» Рустемхана на этот счёт сказано: «Если бек будет притеснять какоелибо селение, то остальные селения должны вступиться за него и остановить бека». Подобных правил в кодексе Уммахана Аварского не было. Виднейший учёный и государственный деятель XVII в. Максим Ковалевский назвал сборник правил и законов Рустемхана «народной правдой Дагестана». Не это ли говорит о том, что первенство в установлении принципов государственности на территории Дагестана принадлежит Кайтагскому уцмийству? К сказанному следует добавить и о наличии в Кайтагском уцмийстве Совета мудрых людей – т. е. феодализирующейся знати, ограничивающей власть уцмия. Существование Совета мудрых людей, с которыми был обязан считаться уцмий в решении важных вопросов, говорит о том, что власть уцмия не была деспотичной властью, как это характерно для мусульманских феодальных объединений, в частности владений Уммахана Аварского.
Стоит также отметить, что задолго до описываемых выше событий – в VII–VIII вв. в горном Дахадаевском районе арабскими завоевателями был основан исторический памятник КалаКорейш, получивший своё имя от названия племени курейшитов, из которого происходил пророк Мухаммед. КалаКорейш – древнейший населённый пункт Дагестана, в течение нескольких веков был столицей крупного феодального владения – Кайтагского уцмийства, административнополитическим и культурным центром, очагом распространения ислама на Северном Кавказе.
В разное время уцмийство достигало пределов современных Каякентского, Сергокалинского районов и даже доходило до Тарков, в 120 км от КалаКорейша. Сегодня политическим, культурным и административным центром кайтагцев является посёлок Маджалис, в котором мирно уживаются люди разных национальностей и в котором наряду с общепринятыми законами соблюдаются отдельные правила и нормы из кодекса уцмийхана Кайтагского Рустема.
Заместитель начальника Управления Министерства Юстиции Российской
Федерации по Республике Дагестан,
Алим Магомедович Темирбулатов
Номер газеты
- 4 просмотра