Праздник Курбан-байрам по-арабски называется ‘Иду-ль-адха (праздник жертвоприношения). Слово «’ид», которое входит у нас в обиход, является произвольным от слова «’ауд», что означает «возвращение», «возобновление». Причина такой этимологии слова «праздник» заключается в том, что каждый год в день праздников к людям возвращается радость.
Праздников в исламе два: День разговения (’Иду-ль-фитр, Ураза-байрам) – первый день месяца шавваль лунного календаря – и День жертвоприношения (’Иду-ль-адха, Курбан-байрам) – десятый день месяца зу-ль-хиджа.
Желательные действия, связанные с праздником
Ночь на праздник желательно оживить поклонением: совершить ночной намаз (кияму л-лейл), почитать Коран, слова поминания Аллаха.
В праздник желательно искупаться. В этот день люди собираются на общий праздничный намаз и предварительное купание будет желательным, так же как и в день пятницы.
Желательно привести себя в красивый опрятный вид, заняться личной гигиеной, умаститься благовониями (для мужчин). Лучший цвет для одежды – белый.
Надевать красивую одежду, приводить себя в опрятный вид, умащаться благовониями, стричь волосы и устранять от себя неприятные запахи является одинаково желательным как для того, кто идёт на праздничную молитву, так и для того, кто остаётся у себя дома, поскольку праздник – это день украшения. Это касательно мужчин.
Что касается женщин, то они не должны украшаться, если выходят на праздничную молитву. Они выходят в своей обычной одежде, не наряжаются и не умащаются благовониями, чтобы не стать для мужчин источником соблазна. То же самое касается престарелых женщин.
Женщины не должны смешиваться с мужчинами, а должны находиться в стороне от них.
Детей, как мальчиков, так и девочек, на праздник желательно приводить в красивый, праздничный вид, надевать на них украшения. Ан-Навави сказал: «Ученые единогласны в том, что в праздничный день дозволяется наряжать детей в красочную одежду, надевать на них украшения из золота и шёлка, поскольку праздник является днём красоты, а на детей не возложена обязанность подчинения религиозным нормам, и потому нельзя воспрещать им надевать золото и другие вещи».
Праздничный намаз
Учёные разногласят о его статусе. Согласно одному из мнений, он является настоятельно желательным. Согласно другому – обязательным. Согласно шафиитскому мазхабу такой намаз является сунной (желательным). В доказательство они приводят хадис, в котором один из бедуинов спросил посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Возлагаются ли на меня какие-нибудь её намазы, помимо этих (пяти)?» – на что получил ответ: «Нет, если только сам не захочешь» (Аль-Бухари и Муслим).
Порядок совершения праздничного намаза
Праздничный намаз совершается до праздничной хутбы (проповеди). Передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакр и ‘Умар совершали праздничные намазы до праздничной проповеди (Аль-Бухари, Муслим).
Праздничный намаз состоит из двух ракатов. В первом ракате после такбирату-ль-ихрам (первое произнесение «Аллаху Акбар», которым начинается намаз) и дуа аль-истифтах (дуа, которые желательно читать перед началом чтения «Аль-Фатиха») до ат-та’авуза (произнесения «а’узу би-Лляхи мина щ-щайтани р-роджим») и чтения суры «Аль-Фатиха» произносится семь такбиров («Аллаху Акбар»), при каждом из которых поднимаются руки. От Ибн Масъуда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он говорил между такбирами: «Аллаху Акбар кабиран, ва-ль-хамду ли-Лляхи касиран, ва субханаЛлахи букратан ва асыля». По этой причине часть учёных посчитала это желательным.
Далее намаз совершается как обычно до начала второго раката. В нём совершается всё то же самое, что и в первом, за исключением того, что вместо семи такбиров читается пять. Сура «Аль-Фатиха» и идущие за ней читаются имамом вслух.
До и после праздничного намаза не совершаются другие. Также для праздничного намаза не читается азан и икама.
Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Во время праздничного намаза в день разговения следует семь раз возвеличить Аллаха словами “Аллаху акбар!” в первом ракате и пять раз – во втором ракате, после чего в обоих ракатах следует прочесть Коран» (Абу Дауд).
Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил праздничный намаз из двух ракатов, причём он не молился ни до, ни после этого намаза (Аль-Бухари, Муслим).
Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал праздничные намазы без азана и без икамы (Абу Дауд).
После праздничного намаза читаются две хутбы, таким же образом, как и перед пятничным намазом. Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в праздники разговения и жертвоприношения отправлялся к месту моления, где первым делом совершал намаз, а затем поворачивался, вставал лицом к людям, которые сидели рядами, и начинал читать проповедь и давать им советы и указания (Аль-Бухари, Муслим).
Тому, кто пропустил праздничный намаз, желательно восполнить его в той же форме, в которой он совершается. Тому, кто опоздал на один ракат, следует доделать намаз, произнеся во втором ракате пять такбиров, как об этом говорилось выше.
Провозглашение такбира (слов: «Аллаху акбар!»)
По праздникам такбир произносят во время праздничной молитвы, а также по пути отправления для её совершения и после её совершения. Что касается провозглашения такбира при отправлении утром на праздничную молитву – желательным является его провозглашение в домах, на рынках и на дорогах с момента отправления на праздничную молитву и до её начала.
Такбир произносится и в самом праздничном намазе, как это было разъяснено выше, а также в следующие три дня после праздников, как это передаётся от сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Аллах говорит в Коране: «Он желает, чтобы вы довели до конца определённое число дней (поста) и возвеличили Аллаха (произносили такбир) за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (сура «Корова», аят 185). Некоторые учёные даже сказали об обязательности произнесения такбира. Такбир читается следующим образом: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля-Ллаху, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ва ли-Лляхи-ль-хамд».
Нельзя специально договариваться произносить такбир вместе и тем более устанавливать ведущего, который произносит такбир, и за ним его произносят остальные. Так не поступал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и это близко к нововведению.
Праздничное жертвоприношение
Учёные единогласны в предписанности закалывания жертвы в День жертвоприношения. Большинство говорит, что это является желательным поступком. А по мнению ханафитов, жертвоприношение является обязательным.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто имеет возможность и не приносит в жертву животное, пусть не приближается к месту совершения нами молитвы».
Однако большинство учёных считает жертвоприношение желательным, а не обязательным, а данные слова – указывающими не столько на обязательность, сколько на важность. Об этом свидетельствует большое количество хадисов, среди которых упомянутый ниже о подстригании ногтей и волос, а также: «Три вещи являются для меня обязательными, а для вас желательными: молитва витр, жертвоприношение и два раката перед рассветом». Однако принесение в жертву является настоятельной сунной (сунна муаккада), и пренебрежение этим видом поклонения для тех, кто имеет материальные возможности, является порицаемым, а по мнению некоторых авторитетных учёных, и грешным.
В вопросе о том, что понимать под материальными возможностями, у учёных имеются разногласия. По одному мнению, к данной категории относятся мусульмане, попадающие под обязательность уплаты заката, по другому – имеющие в наличии сумму, достаточную для обеспечения семьи в течение четырёх дней и для того, чтобы приобрести жертвенное животное.
Желательно использовать часть мяса для угощения своей семьи, часть – передать соседям и родственникам, часть – раздать в качестве милостыни тем, кто в этом нуждается. Всевышний Аллах сказал: «…ешьте их мясо и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты» (сура «Паломничество», аят 36). Раздать часть мяса жертвенного животного является обязательным.
Также Ибн Аббас рассказывал о жертвоприношении Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Треть он оставлял для семьи, треть – на угощение бедных соседей и треть раздавал тем, кто просил». Ибн Умар говорил: «Жертвоприношения и подарки: треть для тебя, треть для семьи, треть для бедных».
Посещение друг друга по праздникам
Ходить в этот день друг к другу в гости и поздравлять друг друга с праздником является желательным.
Однако посещение кладбища в день праздника или за день до него не является предписанным шариатом. Если люди станут поступать таким образом, выделив праздник как время для посещения кладбищ, то это станет запрещённым нововведением. Соответствующее постановление вынесла саудийская комиссия по фатвам. ]§[
№38 от 25.09.2015 г.
- 15 просмотров