– Шурик, вы комсомолец?
– Да!
– Это не наши методы, Шурик!
Далее по сценарию Шурик не внемлет уговорам и, воспользовавшись неловким положением, в которое попал его обидчик, всё-таки задаёт здоровому тунеядцу и дебоширу профилактическую порку по мягкому месту. Тунеядец больше не задирается. Комсомольский порядок на стройке восстановлен!
Получится ли так в Дагестане? Да и что в современном обществе считать порядком?
Поголовное соблюдение правил дорожного движения? Соблюдение цивилизованных правил утилизации физическими и юридическими лицами отходов своей жизнедеятельности? Уважение младшими старших? Решение французскими специалистами архитектурных и коммуникационных проблем города Махачкалы? Или вообще сохранение несменяемости власти на максимально длительный срок?
Я расскажу про свои ощущения порядка в республике.
Я хотел бы, чтобы, когда многодетная мать или отец приходят в административные учреждения, им давали больше времени для получения справок или оформления любых видов документов, нежели 2–3 часа утром 3–4 раза в неделю. И чтобы специалисты этих учреждений, умудряющиеся при своём графике работы ещё и регулярно опаздывать или прерываться на чай и сплетни, когда их призывают к порядку, не хамили цинично в ответ.
А ещё я хотел бы решить проблему очередей в поликлиниках города. Особенно детских. Они, как и все муниципальные учреждения, включая паспортные столы, организованные в своё время для города численностью 250–300 тысяч жителей, ну просто никак не справляются с 750-тысячным населением. И создают повод для круглогодичной депрессии и без того психологически подавленного населения. Может, всё-таки разработать «дорожную карту» в этом насущном направлении, а не заниматься очередными «немецко-лазурно-потёмкинскими деревнями» в национальных костюмах?
А ещё я хотел бы убрать с побережья Каспия на расстояние 50 километров в обе стороны от Махачкалы усадьбы «дагестанских князей», построенные на особо охраняемой территории, выходящие уже пирсами в море и оформленные как долгосрочная аренда земельного участка под организацию оздоровительных комплексов (!). Уже третий президент меняется в Дагестане, как я начал регулярно посещать этот край, а прибрежные владения всё уплотняются. И шансов спокойно подойти к морю с семьёй остаётся всё меньше. Это касается и многих других системных нарушений, связанных с «оприходованием» районной, муниципальной и федеральной земель Дагестана.
Хотел бы, чтобы сотрудники налоговых органов, заглянувшие на малое предприятие, хотя бы знали систему начисления налогов, а не спорили с намёком на «что-то», а потом простой ответ из Интернета показывал бы их полную некомпетентность. И эта ситуация более или менее типична для большинства надзорных и сертифицирующих органов.
Весь Дагестан знает, что в муниципальных роддомах Махачкалы санитарки пренебрегают правилами дезинфекции и должностными инструкциями, и только эйфория от рождения ребёнка позволяет роженицам забыть тот стресс, через который они проходят в период стационара. А главные врачи этих учреждений отчитываются об удовлетворительном «пульсе и дыхании».
Ещё я хотел бы спокойно идти по Ярагского вечером, не боясь, что мои уши будут вянуть каждые два метра пути от нечеловечески пошлой брани молодых людей, а глаза дергаться от плевков на землю.
А ещё я хотел бы, чтобы телефоны доверия, написанные на авто полиции, не отсылали людей, воспользовавшихся ими, «к дедушке», а давали бы чёткую оценку действиям полицейских, пытающихся злоупотреблять погонами или оружием. А сотрудники ОСБ с их «телефоном дежурного по городу» занимались бы пресечением незаконных действий полиции, а не прикрывали бы то их место, по которому Шурик в знаменитом фильме Гайдая отшлёпал своего оппонента.
А о каком порядке мечтает президент Дагестана?
О «кадыровском»? Это когда уже почти нет террористической активности, но больше половины населения проживает за пределами Чечни и возвращаться на родину не хочет, во власти нет конкуренции, а значит – прогресса. И на каждом «фонаре» висит трио в орденах и молодых годах с сакраментальными комментариями «Спасибо, Рамзан Ахматович, за наше счастливое детство!»? Для меня, человека с европейским мышлением, в этом пути развития слишком много совпадений с вехами жизни одного ливийского полковника. Он, кстати, не слишком хорошо кончил.
Мы понимаем, из центра сигнализируют штампами: «На носу Олимпиада!»; «Прижмите там, чтобы нос не высовывали!»; «Любыми методами!».
Республика «пухнет» от контингента войск, от количества передвижных постов. Нельзя хотя бы научить этих людей парковаться не на пешеходных переходах, чтобы я мог спокойно переходить дорогу с детьми? Можно сделать так, чтобы машины не останавливали люди в масках указанием пальца или дула автомата, а как положено по действующему законодательству – сотрудники со знаками отличия с применением жезла? Нельзя научить их правильно представляться – ведь это же норма закона, – а не бурчать: «Документы покажи…»? Нельзя научить их желать «счастливого пути» после прохождения процедуры проверки? Почему дагестанцы, кроме должностных лиц, из-за Олимпиады должны на улицах родного города чувствовать себя скотиной? Это такой способ приучать соотечественников к порядку?
Как оказалось, незнанием ситуации, отсутствием дипломатии и неосторожными эмоциональными высказываниями можно в условиях конфронтации общества сильно разжечь потухнувшее было при бывшем президенте пламя внутрирелигиозных противоречий. Теперь эти противоречия выливаются в столкновения с увечьями и убийствами.
По каким критериям мы определяем теперь правоту или правильность одних перед другими? По теологическим? Но для того, чтобы высказывать какие-либо суждения по этому поводу, надо обладать совсем другим уровнем знания вопроса. В академическом смысле.
На фоне всего этого даже убийство такого известного, в том числе своей позицией, журналиста как Ахмеднаби Ахмеднабиева кажется следствием неправильного прочтения посылов, которые давала власть в своём публичном дискурсе.
В переросшем из конфронтации агрессивном противостоянии одна сторона явно чувствует поддержку со стороны власти. Активисты этой стороны считают возможным совершать хулиганские действия, однозначно трактуемые Уголовным кодексом РФ, пренебрегая неприкосновенностью личности и имущества, – Карата, Хаджалмахи были только началом… Теперь Ленинкент. Мы ждём начала гражданской войны?
Параллельно республику накрыла очередная эпидемия борьбы с исламским бизнесом. Это что, борьба с естественным возрождением исламского образа в личной и общественной жизни?
Говорят, что это касается только салафитских проектов. Я не силён в определениях, но под эту волну, организованную абсолютно неправовыми методами, попали и частные детские садики, и кафе, и рестораны, и производства окон и мебели, и магазины сотовых телефонов и одежды. Что, салафитская идеология у нас стала причиной полного растления Дагестана за последние двадцать лет?
Пропорционально применяемым в Дагестане «методам» выросло количество терактов, нападений и так далее. Дагестан, по сводкам новостей, стал намного более похожим на территорию военных действий, чем год назад.
Что мы ждём от насилия над людьми и законом? К соблюдению какого порядка или правил мы можем призывать людей, когда сами не можем соблюдать эти правила?
Какой хочет видеть президент Дагестана свою республику? Гостеприимной, немного пьяной от Дербентского шампанского и чистого горного воздуха, удалой в плясках и джигитовке, щедрой на веселье и отдыхе, немного читающей, немного поющей? Так это всё уже было на закате советского строя. И история показала, что такой образ неизменно сопровождается правовым нигилизмом в отношении обеих систем – шариатской и российской законодательной, – казнокрадством, жаждой наживы для большей растраты и хорошего отдыха, деградацией нации.
– Шурик, вы комсомолец?
– Да!
– Это не наши методы, Шурик!
Давайте, пока не поздно, вернём ситуацию в состояние конструктивного диалога.
- 36 просмотров