Дагестанское село Новое Саситли расположено на границе с Чеченской республикой и состоит из более чем 500 дворов, которые населяют в основном выходцы из Цумадинского района, переселённые на равнину в 1964–65 годы. Основное занятие жителей – земледелие, животноводство. Молодёжь зарабатывает отходничеством: работоспособные ребята выезжают на сезонную работу в Ставропольский край, в Центральную Россию, за счёт чего содержат свои семьи.
«Инициатива» наказуема
В целом село религиозное, люди богобоязненные, но, как и во всей республике, верующие не без помощи официального духовенства разбиты на разные течения ислама – последователи разных шейхов так называемого традиционного ислама, которые и друг с другом не всегда ладят; есть и такие, которые предпочитают оставаться вне этих пирамид, ибо не желают быть втянутыми в эти группировки, считая это изначально «конфликтоопасным» и не способствующим единению общины. В каждой группе мюридов (последователей шейхов) огромное значение имеет субъективный фактор, исходящий от шейха (устаза). Порой неприязненные отношения между этими шейхами приводят к противостоянию десятков тысяч их последователей. Тем не менее, не включившихся в какую-либо пирамиду шейха обвиняют в «ваххабизме» или в сочувствии последним, хотя по канонам ислама принятие покровительства какого-либо шейха не является обязательным. Ходить не в ногу, быть вне стада осуждаемо, ведь вольный опасен тем, что он сам решает, как ему себя вести, за кого голосовать, с кем вступать в союз и т. д. И власти легче и проще оказывать влияние на шейха, в ответ же получать целое стадо сторонников на выборах или иных «массовках».В последние годы жители этого села стали объектом усиленного давления со стороны силовиков, причиной чему, помимо приграничного расположения села, стало и то, что известный боевик, за которым с переменным успехом гнались дагестанские милиционеры, неоднократно убитый Расул Макашарипов был выходцем из этого села. Соответственно, остались его родственники, близкие, школьные друзья и знакомые.
С осени 2004 года из села начали исчезать молодые ребята. Часто стали навещать село люди в масках, которые без предъявления какого-либо обвинения могли устраивать настоящие зачистки, иногда, как утверждают жители села, с подбрасыванием целого арсенала оружия. На этом фоне некоторые жители приграничных сёл объединились и создали правозащитную организацию «Гражданская инициатива», которая начала работу как по предотвращению, так и по выявлению уже совершённых противоправных действий силовиков. Весной 2005 г. правозащитники обнаружили захоронение похищенных осенью 2004 года в Дагестане и расстрелянных без суда и следствия в Ножай-Юртовском районе Чечни пятерых дагестанцев. Однако следственные органы до сих пор не предпринимают никаких действий по расследованию данного преступления. Вместо этого продолжается силовое давление на правозащитников, родственников жертв, расширяя тем самым количество вовлечённых в конфликт жителей этого села. Так, в октябре 2005 года был задержан и вывезен в Чечню 63-летний Абдурахим Магомедов, занимавшийся общественным расследованием исчезновения людей. «Где ваш сын?»
В марте 2006 года село было оцеплено 102-й бригадой ВВ из Чечни. Жёсткой зачистке подвергнуты несколько домов, в том числе и дом одного из пятерых исчезнувших и в последующем расстрелянных в Чечне Махача Хабибова. Дома эти, как и многие здания в этом селе, представляют собой саманные одноэтажные постройки с загороженным сеткой-рабицей или обычным низким забором скотным двором или огородом. Через год после внесудебной расправы над хозяином дома решили найти оружие и боеприпасы у вдовы. Поскольку следствие по убийству Махача так и не начинали, стали задавать вопросы матери Махача: «Где ваш сын?» «Так вы же его убили!» – отвечала мать. «Как свинье, наверное, голову оторвали вашему сыну и правильно сделали!» – отвечали ей незваные гости. При проведении операции была разрезана и раскурочена вся мебель, поломаны полы, и это на глазах у вдовы, малолетнего сына и матери жертвы. Во время обыска один из военных находит лежавший на видном месте Коран, который он достаёт и начинает разрывать. Вдова при виде этого падает в обморок. Один из присутствовавших во время зачистки собирает с пола оборванные страницы, складывает их и кладёт на место. В это время военный достаёт ножницы и повторно берёт собранный Коран, начинает по диагонали разрезать страницы, разбрасывая клочья на пол. В исламе настолько трепетное отношение к Божьему писанию, что не только к Корану, но и к Библии, к Евангелию, Торе нельзя даже поворачиваться спиной, ибо все эти книги для мусульман являются священными. А тут на глазах верующих такое варварство! Нашумевшие карикатуры на Пророка – всего лишь писк по сравнению с осквернением Корана. Однако удивляет абсолютное отсутствие реакции на это официального духовенства. Все те, кто так или иначе связан с официальным духовенством республики или является последователем шейха, лояльного к официальному духовенству, начинают говорить о случившемся со слов: «Я этот Коран собственными глазами не видел, потому не могу комментировать то, что не видел», – что говорит об инструктаже и диктовке тактики поведения. Однако про финансирование террористов спецслужбами США и западных стран они говорят настолько уверенно, будто все счета и перечисления проходят через них. Жители села, боясь изъятия разорванного Корана как вещдока, сегодня не показывают его никому. Если бы муфтий ДУМ Дагестана или его представители в первые же дни случившегося приехали в село и начали расследование, им бы никто не препятствовал. Но тогда они не могли бы начинать комментарий со слов: «Я этого не видел». Нам, группе «Рен-ТВ», побывавшей на днях в Новом Саситли, удалось встретиться с жителями села, которые продемонстрировали разорванный Коран. Этот поступок 102-й бригады ВВ за эти годы антитеррора в Дагестане явился одним из самых эффективных толчков для пополнения рядов непримиримых как в Дагестане, так и в целом на Северном Кавказе. Президент Дагестана Муху Алиев одним из первых в руководстве республики озвучил то, о чём последние годы говорят в Дагестане все: «Мы все эти годы боремся с террористами, но не с терроризмом». Нужно ли генералам бороться с терроризмом? Командующий 102-й бригады ВВ отмечает, что у него служат и дагестанцы, именно потому подобное не могло случиться, мол, это провокация самих жителей этого села. Однако мусульманин и под угрозой расстрела не пойдёт на такое. Молчит официальное духовенство, молчит мировое сообщество, как и разные международные организации исламских стран. Подобного святотатства не было даже в оккупированном Ираке.О том, как проходила зачистка, рассказывает 76-летняя инвалид 1 группы слепая Аминат Омарова:
– Около 9 часов утра наш дом окружили десятки вооружённых людей, нас с 53-летним сыном, невесткой и детьми в чём мы были дома вывели во двор, поставили к стенке. Было ещё холодно. Через час мы так прозябли, что зуб на зуб не попадал, а одеться нам так и не дали. Вооружённые люди начали, ломая всё, обыскивать наш дом. Как рассказывают наши соседи, эти люди через забор с тыльной стороны занесли какие-то коробки. Мы простояли до самого вечера. Настало время обеденной молитвы. В полдень мы попросили разрешить хоть помолиться, на что получили отказ. Узнав, что сын стоит лицом к стене с расставленными руками, я не выдержала, хотела поднести ему стульчик, чтобы он хоть присел. Тут военный меня схватил и отбросил вместе со стулом в сторону. Младшего сына Халила не было дома. Он тоже такой же слепой, как и я: на один глаз вообще не видит, другим хоть что-то различает. Через некоторое время попросили сельчан зайти к нему в комнату. А там прямо под креслом, в углу, нашли какое-то оружие. Люди отказались подписывать протокол, после чего военные привезли двоих людей из соседнего села, которые и подписали этот документ. С тех пор младший сын мой дома не появляется, так как вынужден скрываться. Другого занятия у него не было, кроме как заниматься хозяйством и ухаживать за мной, – разводя руками, плачет старушка. – Помогите же нам! У меня не осталось слез! – охрипшим голосом рыдает Аминат, при этом, в самом деле, глаза её сухие. – В каком доме здесь нет Корана? Здесь все молятся, однако для ареста сегодня достаточно найти дома любую брошюру или страничку на арабском языке, если к нему военные ещё приложат патроны или пистолет. Что же происходит? Вы, грамотные люди, объясните мне, долго это будет продолжаться, кому жаловаться, кто нас защитит?
Шейх Гамбулат-Хаджи, у которого тысячи мюридов, завершая с нами беседу, отметил:
– Мы ведь не требуем установления шариатских законов ни в стране, ни в Дагестане. Вы хоть свои законы соблюдайте же! Иначе Россия и в самом деле развалится, ибо там, где нет закона и справедливости, будут возникать непримиримые!
В шестидесятые-семидесятые годы прошлого столетия и диссиденты в СССР выходили на улицы и площади с коротким лозунгом: «Соблюдайте Конституцию!» И сегодня этот лозунг становится актуальным для всех россиян независимо от вероисповедания и национальности.
P.S. Пока материал готовился к печати, 18 апреля в лесном массиве окрестностей г. Буйнакска при проведении спецоперации Халил Омаров был убит. В тот же день, до убийства Халила, работники правоохранительных органов успели провести повторный обыск в доме Омаровых. В отличие от предыдущего, этот обыск был без агрессии и насилия. У жителей села создавалось впечатление, что у работников МВД появилось желание исправить ошибку. Но не успели. Объявленный в розыск в марте 2006 Халил Омаров предпочёл перейти к тем, кто по разным причинам объявил войну системе. Как заверяют жители села, до 3 марта 2006 года он не был причастен к мятежникам. Причиной его присоединения к непримиримым в лесах явился результат работы 102-й бригады в его селе. Вина же Халила, как утверждают односельчане, так же, как и у похищенного и в последующем убитого Махача, в том, что Расул Макашарипов и Халил были двоюродными братьями, а Махач – другом детства, посещавший одну с ним школу и учившийся у одних и тех же учителей. Оба были внуками одной бабушки. А у бабушки, кроме внуков, подрастают ещё и правнуки, а учившихся в школе с Расулом в селе – десятки. Друзья друзей, родственники родственников… ]§[
- 12 просмотров