В детстве я любил два праздника: Уразу-байрам – за то, что можно было звонить в двери совершенно не знакомым людям, которые не только не ругали за это, но даже давали кучу всяких сладостей, Курбан-байрам – за то, что можно было вдоволь подурачиться над ещё не принесённым в жертву барашком. Это потом, когда я познакомился с историей ислама и узнал о великой мудрости этих праздников – ид аль-Фитр и ид аль-Адха, – я пропитался другой, взрослой любовью к ним.
Субботним вечером отец был в негодовании по поводу того, что движение транспорта в районе кольца на Чернышевского было парализовано.
На заднем дворе Джума-мечети, который обычно используется как автостоянка, собралось порядка трёх тысяч человек. Внимание людей привлекал свет прожекторов, которые рисовали разноцветные узоры на торце мечети. Собранная перед входом в банкетный зал «Сальва» сцена поражала своим качеством, непривычным для религиозных мероприятий. Цветные баннеры, служившие оформлением, были расписаны арабской вязью. Слева и справа над сценой повисли два больших экрана. На них проецировалось изображение с камер, снимавших событие от начала и до конца. Установленным по всем правилам звукорежиссуры динамикам могла бы позавидовать любая городская дискотека.
Действие началось с наступлением сумерек. Ведущие мероприятия после каждого выступления менялись, но в основном это были известные по духовно-просветительским проектам люди. Сначала далеко не бедных, судя по дорогим платкам и телефонам, прихожан угощали в банкетном зале «Сальва». Кстати, как вам такое словосочетание «мусульманский банкетный зал»? Громкий звук и известные лица за короткое время собрали жадную до разного рода зрелищ аудиторию. Уже к 9 часам зрителям стало тесно, ... и многие с грациозностью горных баранов взобрались на крыши многочисленных магазинов, окружающих мечеть. А самые отчаянные поклонники нашидов, видимо имеющие за спиной альпинистский опыт, залезли на крышу мечети. Скорее всего, они были в бахилах или тщательно вымыли обувь, чтобы, не дай бог, не осквернить мечеть. Тем более после всемусульманского осуждения раскопок под аль-Аксой. Исполнителей религиозных песнопений толпа награждала не привычными аплодисментами, а возгласами «Аллаху акбар!». Покричать было кому! Ренат Каримов со своей прорелигиозной песней привлёк большое количество молодых окрестных жительниц. В наспех повязанных платках, они, бедные, забыли, что надо бы и джинсы сменить на юбки. Большое количество девушек, одетых в хиджаб, наверное, забыли про такой постулат религии, который запрещает им находиться в обществе мужчин. Но, вопреки канонам ислама, они не стояли обособленно, а смешались с парнями, религиозность которых вызывала сомнение. Молодые люди, привыкшие мало-мальски интересное событие снимать на камеру телефона, и здесь проявили свои операторские способности (кстати, похожую картину можно который год наблюдать во время пасхального богослужения в христианском храме в Первой Махачкале, куда местные «бродяги» приходят тусоваться, потому что всё равно куда, главное – чтобы побольше девочек было). Призыв на ночную молитву подавляющую часть толпы оставил равнодушной. Кстати, азан читал другой, не штатный муэдзин, так как тот тоже был задействован в мавлиде с элементами шоу. Мечеть во время намаза и наполовину была не заполнена. Хотя и это неплохо с учётом того, что в обычные дни заполняются от силы три ряда. Во время намаза празднование не остановилось, и люди в зелёных с белой полоской тюбетейках продолжали поочерёдно выходить на сцену, то рассказывая замечательные истории из жизни Пророка, то вновь на разные лады воспевая имя посланника. В пристройке к мечети каждый желающий мог получить пряники и печенье. Но седовласый сторож бдительно следил за коробками со сладостями и отгонял детей, которые хотели взять лакомство во второй раз. Некоторые собравшиеся, вероятно впервые оказавшись в мечети, с интересом рассматривали её интерьер и фасад. Был и такой человек, который, видимо поддавшись ритмичным басам, пританцовывал на месте.
Закончилось всё это действо в половине одиннадцатого продолжительным красочным фейерверком. Не тратясь на который, можно было бы накормить добрую сотню людей. Какую цель преследовали организаторы, фактически создавая новый праздник? Привлечь к исламу определённую возрастную категорию людей? Так разница между обычным молодёжным концертом перед Русским театром и этим действом определялась только дресс-кодом: те же пацаны в спортивках заводили с девчонками разговоры, которые те с охотой поддерживали. Потому что платок надели пять минут назад.
Комментарий имама центральной мечети Магомедрасула Саадуева
Инициаторами проведения мавлида были центральная мечеть, радио «Прибой» и ТНТ-Махачкала, они же были и основными спонсорами. Для раздачи садака прихожане выделили 15 тысяч рублей.
Что же касается дозволенности шариатом проведения таких мероприятий, не существовавших при пророке Мухаммаде (с. а. в.), то тут что не противоречит канонам ислама, не является запрещённым. И подобных мероприятий много. Мы договорились с ТНТ-Махачкала, чтобы женщины здесь не выступали. Были детские выступления, но в основном выступали мужчины. Также мы сделали замечания по поводу музыкального сопровождения. Проведением мавлида мы показали, что ислам не является чем-то отделённым от народа. Собралось много людей, слушавших мавлид и хадисы из сборников, повествующих о жизни пророка Мухаммада (с. а. в.). Перед началом мавлида мы попросили присутствующих соблюдать этику ислама, чтобы мужчины и женшины стояли отдельно друг от друга. Но отвечать за поведение каждого из тех, кто пришёл, мы не можем. ]§[
- 7 просмотров