[Hands made] Издревле славился в горах мастер – уста. Работу настоящего мастера знали «в лицо», порой и ставить подпись было необязательно: распознать, чьё именно произведение, мог даже дилетант. Говаривали: «Этот клинок ковал Махмуд из Амузги, а узор на браслете – Абуталиба из Кубачи и т.д.».
Ещё в далёкие 70-е писатель Ахмедхан Абу-Бакар в повести описал разительные перемены в работе мастеров цеха ювелирного комбината, когда в производство вмешался «план». Норма выработки уничтожила дух творчества и породила штампование, доселе умельцам Дагестана занятие неизвестное. Дело, поставленное на поток, смазало не только уникальность работ, но и значительно отразилось на качестве изделий.
С годами те же мастера несколько осовременились, хотя в основном поменялся общий антураж рабочей обстановки: на стене висит телевизор, в углу играет радиоприёмник, на поясе в «ножнах» вместо острого кинжала – мобильник. Однако средства труда остались прежними: острое шило у обувщика, молот у кузнеца, заточенный штихель у ювелира, у ткачих ковров – всё тот же крючок, который помогает плести хитрый узел. Но, увы, они давно не творят.
Не секрет, что большинство псевдофирменных вещей из многочисленных дагестанских «бутиков» произведено, пошито нашими предприимчивыми соплеменниками в многочисленных швейных мастерских. Не факт, что те же вещи, только с этикеткой реального производителя, будут пользоваться спросом. Лепить лейблы чужих марок и пользоваться популярностью уже раскрученных брендов доставляет меньше хлопот дагестанскому подпольному производителю.
Разрекламированная в конце девяностых поддержка малого предпринимательства Дагестана на деле не укрепила статус ни обувщиков, ни ювелиров, ни других кустарей. Им по-прежнему удобнее «прятаться» от налогов и иных поборов, в изобилии для них изобретённых. Кооперирование, создание малых производственных цехов, которое в будущем может дать и имя, и узнаваемость, и известность, невыгодно, да и невозможно почти: высокие кредитные ставки, трудности входа в рынок и прочее. Между тем в изобилии ввозимые на наши вещевые рынки итальянские и турецкие одежда и обувь сделаны отнюдь не на крупных фабриках, а именно в небольших мастерских.
Открывать гиперфабрики – производителей готового платья не имеет смысла в условиях переменчивой моды. Государство дало им возможность производить: на начальном этапе освободило от налогов, назначило льготы.
И у наших малых предпринимателей есть всё это… на бумаге. А почему механизм не работает? Потому как, чтобы стать малым предпринимателем юридически, уже надо быть мини-магнатом практически, раздавая налево-направо из толстого кошелька хрустящие бумажки. С их помощью можно и глазом не моргнув превратиться в «перспективного малого предпринимателя», которому ну очень надо выделить государственные средства. В своих-то он, взбираясь на «олимп», здорово поиздержался. ]§[
- 3 просмотра