[ Делайте садакъа!.. За сутки до голосования… ]

«Чё-то жесткая неделя на события выдалась, да, Абдулнасыр? То драка в Гергебильском районе, то министра внутренних дел снимают, то президент России требует, чтобы в Дагестане прекратили торговать должностями… А это убийство твоего коллеги Султанмагомедова в первый же день поста? К чему мы идём, вообще? К чему катимся?», – эмоционально восклицал Махмуд, просматривая со своего телефона новости в Интернете. Он, как бывший силовик, а нынче обычный предприниматель, помнил, что информации, как патронов и денег, никогда не бывает много.

Так как доступ к патронам и деньгам у Махмуда (далее М.) был ограничен жизненными обстоятельствами, то он предпочитал черпать то, что есть в Интернете – информацию в неограниченных количествах…
– Абдулнасыр (далее А.): А на кого, там пишут, министра ВД поменяли? Вроде бы Али Магомедова (экс-министр ВД по РД. – Прим. ред.) недавно повысили…
– М.: На Абдурашида Магомедова поменяли. Он следственное управление при МВД Дагестана возглавлял. Уже давно слухи ходили, что его министром видят.
– А.: Ну, надеюсь, что он и в гергебильской драке тоже разберется.
– М.: Ты читал да, как драка произошла? Это же кошмар! 400 взрослых мужчин повели себя как стадо баранов! Заешь, из-за чего драка началась? Два сопляка где-то в Интернете обозвали друг друга, забили стрелку и подрались! А взрослые, вместо того, чтобы их разнять и, чтобы не было рецидива, дать им пинка, тоже стали драться! Была бы ещё причина для драки – дело другое, а тут… Даже слов нет! За что там погибло три человека? Как потом жители этих сёл в глаза друг другу смотреть будут, я не представляю…
– А.: А меня другое удивило в этом конфликте. Когда одна сторона стала направляться на место драки, перед ними стеной стали женщины, чтобы не пустить их, местные авторитеты тоже подключились, чтобы уладить дело миром. Но! Молодёжь нашла обходные пути и всё-таки поехала, наплевав на мнение родных, матерей, старших… Меня вот это удивило. Вроде бы горный район, традиции уважения к старшим должны быть. Гергебильский район – это же не город, где всё можно…
– М.: А потом эта же молодёжь будет везде говорить что «рай под ногами матерей»… Бить себя в грудь, утверждая, что они мусульмане… Как можно было так поступить? Ведь они чью-то мать оставили без сына, чью-то жену – без мужа, детей – без отца. А некоторым из тех, кто дрался, видимо, смерти людей показалось мало. Они пошли в местную больницу и стали угрожать женщинам – односельчанкам своих оппонентов, а затем зашли в реанимацию (!) чуть ли не терзать подростка! Н-дааа… Несомненно, «мужественный» поступок! Молодцы!
– А.: Я, вообще, заметил, что последние лет пять-десять такие понятия, как «джамаат», «старейшины», постепенно отмирают. Наше население, молодёжь за него не держится уже… Мнение старших уже не интересует младших. В последний раз я видел, как местная молодёжь прислушивается к мнению старейшин, только в 2006 году в Кумторкалинском районе, когда местные жители своего главу района свергали. Там старейшины смогли остановить 5-тысячную вооруженную чем попало толпу, как-то смогли погасить эту мини-Киргизию. А сейчас этого уже нигде нет, и это печально.
– М.: Ну, я не думаю, что гергебильские власти всё так оставят. Думаю, они сейчас бегают, делают маслаат, активно общаются с родственниками, теми же старшими…
– А.: Естественно! Кому нужна под боком такая пороховая бочка? Чтобы были стабильность и процветание в родном муниципалитете, нужен общественный мир. Если этого нет, то ничего не будет. Да и местный глава у них там – личность сильная, авторитарная. Всё успевает! И конфликты в районе разруливать, и в махачкалинском «Мюзик-клабе» время проводить .
– М.: Слушай, вот такой вопрос: а как нашей республике на этом фоне развивать туризм? Ведь для того, чтобы он развивался, местное население должно быть в этом заинтересовано, должна быть определённая культура, что ли… Терпимое отношение к приезжим, которые не похожи на тебя, привыкли жить по другим правилам, законам, обычаям… Да и вера у них другая… Поедет такой вот турист, например, в Гергебиль, а ему там вломят по полной и ещё мобильник с деньгами отберут .
– А.: Я думаю, что подобное будет не только в этом районе . У нас же всё привыкли сверху насаждать, даже туризм. А ты представь себе, начнут так насаждать этнотуризм, а местные заартачатся: мы чё, клоуны что ли, скажут, в такой жаре в традиционной одежде ходить. Да ещё в чабанской папахе .
– М.: Культура – это ещё не всё… Нужна же ещё инфраструктура определённая: дороги, гостиницы, мотели, стабильное электричество и водоснабжение, Интернет тот же… А наши люди о чём думают? О бабках, деньгах! Чем их больше и легче они достались, тем лучше! Ты смотри, что Медведев Магомедсаламу сказал (на этих словах Махмуд загрузил сайт Кремля и стал оттуда читать): хватит, говорит, развивать специальности, которые называют престижными. Вы, говорит, нужные стране специальности развивайте…
– А.: А это ты к чему?
– М.: Как к чему? Он же говорит про армию всяких юристов и экономистов. Я думаю, что и падение нравов на селе отчасти связано с ТАКИМ образованием! Вот смотри, родители, поддавшись моде, отправляют своего ребёнка учиться на юриста или экономиста. Расчёт какой? Вот сынку получит диплом, мы ему хорошую должность купим, он там будет сидеть, взятки с населения брать. А когда он нормально накопит – то в депутаты или на повышение пойдёт… Конечно, с кем надо, поделится, но зато в люди выбьется, человеком будет, хакимом! И вот такая психология у большинства населения!
– А.: Такое ощущение, что ты мне свою биографию рассказываешь .
– М.: Ну, есть немного, а чё? Чё скрывать? Меня тоже вот взяли и сунули на юрфак, а потом уже в соответствующие компетентные органы… Жалеть об этом, конечно, не жалею, но лучше бы меня на какую-нибудь специальность, связанную с сельским хозяйством, воткнули!..
– А.: Почему? Что за тяга к земле?
– М.: …Вот этих вот детей, которых родители из районов втыкают на юр- и экономфаки, надо было устраивать на сельскохозяйственные факультеты! У нас юристов и экономистов очень много… А картошку и хлеб выращивать некому! Вот эта молодёжь и пахала бы землю у себя в районе, пользуясь последними современными знаниями в области сельского хозяйства, а не понты на годекане колотила или в интернет-чатах сидела.
– А.: Ну ладно-ладно, успокойся… Причём тут Интернет?! Вот ты же им пользуешься, чтобы новости узнавать, так ведь? Большинство моих знакомых тоже для этого им пользуются. Интернет – он как лопата: ей можно копать, а можно и убить!
– М.: Это вы, журналюги, сначала в Интернете «копаете», а потом «убиваете» . А мы, народ, просто читаем, сравниваем, сопоставляем, анализируем… Кстати, слух ходит, что в Буйнакск или в Буйнакский район собираются вводить спецназ. Он типа будет обеспечивать комендантский час, проводить проверки паспортного режима, зачистки делать… Типа ситуация в республике выходит из-под контроля. Вот даже Магомедсалам Магомедов у Медведева просил усиления. Может, об этом речь идёт?
– А.: А надёжные источники хоть говорят?
– М.: Вроде да. А знаешь, кого, говорят, хотят сюда прислать? Или из Ростова спецназ приедет, или же кадыровцы будут .
– А.: Ну это, наверное, уже народная фантазия . Сомневаюсь, что после ТАКИХ визитёров поток людей в лес уменьшится. Наверное, даже наоборот… А почему именно Буйнакск? Он же тихий город с примитивной экономикой… Почему не Махачкала или Хасавюртовский район? Там же ситуация острее…
– М.: Не знаю я. Но слух есть такой…
– А.: Наверное, это перед выборами будут делать, чтобы обострений всяких не допускать.
– М.: Ты что думаешь, войсковой спецназ сможет обеспечить Дагестану честные выборы?
– А.: Нет, конечно. На выборах самое главное – технологии. А честность проведения выборов обеспечат только сами кандидаты, как заинтересованные лица.
– М.: Ну да, простой человек получит деньги, проголосует и уйдёт домой…
– А.: Необязательно! Человеку уже не достаточно получить денег. Деньги сейчас дают все кандидаты. Сейчас главное – красивая «упаковка»: кандидат должен сделать ещё что-то серьёзное, которое внушит населению мысль о том, что «вот он – достойный кандидат!» Например, в том же Буйнакске есть район, который называют «Собачий хутор». Так мне некоторые жители этого хутора говорят, что просто за деньги уже голосовать не будут. У них там на каждых выборах обещают 200 метров дороги заасфальтировать, которая в дождь становится абсолютно непроходимой, и с водой проблему решить. Обещали, обещают и, наверное, дальше будут обещать. Теперь же хуторяне настроены решительно – пока, говорят, дорогу и воду не дадут, мы голосовать не будем…
– М.:   Ты предлагаешь посылать кандидатов на… хутор? Откровенно! А я одну историю как раз вспомнил, про «упаковку». Короче, был один кандидат, который на каждом углу кичился своей религиозностью, говорил, что он живёт по мусульманским правилам и т. п. и т. д. Во время встречи с избирателями говорил, что покупать голоса ни в коем случае не будет. Но тут же добавлял, что за день до голосования будет делать… садакъа! Причём размер садакъа был равен стоимости одного голоса.
– А.: Я же говорю, на выборах главное – технологии! Работа с населением через прессу, через личные контакты, через «садакъа» . Я другого знаю кандидата, который, чтобы привлечь к себе симпатии избирателей, раздавал доллары, а не рубли. Если кандидат давал 3 тысячи рублей за голос, то он давал $ 100. Хотя $ 100 тогда стоили 2700 – 2800 рублей. Сыграл, понимаешь, на ожиданиях населения и рынка, что доллар вырастет, и… победил! Но вопрос не в этом. Какую бы сейчас упаковку кандидаты ни применяли, народу нужны и другие их действия: ремонт дорог, улучшение качества жизни, решение различных вопросов. Люди хотят чувствовать себя людьми и жить как ЛЮДИ, а не как непонятно что…
– М.: Может быть, поэтому люди на Кавказе, в Дагестане, тянутся к исламским ценностям?
А.: И поэтому тоже… Кстати говоря, очень сильная тяга к религии есть не только на Кавказе. В том смысле, что не только к исламу. Мы просто не замечаем, что одновременно с исламскими настроениями на Кавказе в центральной России очень сильно растут православные настроения. И так же, как и у нас, они принимают крайние формы. Там тоже молодые ребята приходят в религию, учатся драться, стрелять, ИСКРЕННЕ верят и стараются жить по божьим законам. У них, правда, пока не стреляют, но это только пока .
– М.: А ты оптимист!
– А.: Я надеюсь, что вообще не будут стрелять! Но ты посмотри в Интернете на сайте «Российской газеты», между прочим, официального печатного органа правительства России, новость про то, как президент одной агрофирмы ввёл для своих сотрудников «внутренний православный кодекс». У него, например, могут работать только те, кто прошёл курс «Основы Православной Культуры» и кто венчан в церкви. А прикол в том, что на его предприятии работает много дагестанцев… И что им теперь делать?!
– М.: Мы, дагестанцы, к сожалению, в этом плане не лучше. Мы тоже переходим из крайности в крайность. Мы, например, считаем, что если уберём какую-нибудь внешнюю причину: убьём хозяина пивбара, заложим бомбу на пляже, закроем кафе на время уразы, то люди придут к исламу, станут верующими… А ведь это не так! Ислам, религия должна прийти в душу человека, в его сердце, разум ЧЕРЕЗ УБЕЖДЕНИЕ… А вместо этого получается какая-то показуха… Как у этого деятеля с агрофирмы, который вводит религиозные правила там, где не всем они подходят.
 
Абдулнасыр Магомедов
Номер газеты