– Чё это? Чё ты мне её тянешь?! – На, почитай, это моя колонка… – Я тебе что, редактор что ли? Не хочу я её читать! Опять наумничал там, наверное… Политическая конкуренция, выборы, права человека… В газете почитаю! Как всё… Не надо меня баловать!
Как вы уже поняли, это начало моего очередного разговора с Махмудом (далее – М.), начинающим бизнесменом, безнадёжно «испорченным» силовым прошлым. Вот и сейчас он, находясь в каком-то боевом, я бы даже сказал нахальном, расположении духа, отбивался прочесть очередную мою писанину.
– Абдулнасыр (далее – А.): Чего-то ты сегодня очень довольный? Осень приближается?
–М.: Нееет… Просто отдыхаю, да. Всю неделю был на суете! Туда бегал, сюда бегал. Всё успел, сижу отдыхаю. А ты чего? Снова политикой возишься?
– А.: Да, если это так можно назвать.
– М.: Бросай это гиблое дело! Выборы-швыборы… Кому они вообще нужны? Смотришь на всю эту картину с выборами, политиками, партиями… Такая у всех кандидатов уверенность, что их выберут, такая спесь! Особенно если кандидат – действующий глава муниципалитета. Такой вид, будто их уже назначили главой города или района пожизненно, с правом первой ночи!
– А.: Ну… Излишняя самоуверенность все может испортить. Вот, например, в Дербенте в прошлом году Феликс Казиахмедов был уверен, что останется главой города. А сегодня, посмотри, кто там в главах? Жизнь очень быстро меняется: сегодня ты наверху, а завтра неизвестно где.
– М.: Это точно! Кстати, на днях Ураза-байрам! Готов встретить?
– А.: Конечно готов… Что за вопрос! Как-то и месяц незаметно прошёл…
– М.: Да… Незаметно… А меня вообще на этот раз удивило отношение людей к этому месяцу! Я раньше такого не видел никогда!
– А.: А ну, поподробней!
– М.: Ну как! Сам не видишь? Сколько убийств и терактов за это время произошло! Люди раньше, где-то лет 10, наверное, назад, в этот месяц спорить, конфликтовать боялись. Грубое слово старались друг другу не говорить. Почти как в древней Греции во время Олимпийских игр – все конфликты прекращались, объявлялось перемирие! И, заметь, уровень религиозности не был таким высоким, как сейчас! А сейчас что происходит? Одна группа людей из-за выборов убивает друг друга, другая из-за желания сменить один уклад жизни на другой совершает взрывы, самоподрывы и прочее… Куда мы катимся?!
– А.: Рассуждать на тему, куда мы катимся, – смысла нет, я думаю. Просто в этот месяц всё так неудачно совпало: выборы, политическая напряжённость. И всё это наложилось на общую ситуацию в республике…
– М.: Объясни мне одну вещь: понятно, что в обществе есть коррупция, понятно, что власти не всегда делают что-то во благо народа, но почему само население, мы – горцы, дагестанцы – перестали быть законопослушными, стараться хоть как-то сопротивляться и коррупции, и чиновничьему произволу?
– А.: А с чего ты взял, что мы, дагестанцы, законопослушные? Да и потом, многое зависит от качества самого закона, от того, кто его пишет, принимает. Если законодательство, которое управляет нашей жизнью, справедливое, сделано качественно, то и население будет принимать такой закон, чтить его, придерживаться его норм. А если наши законотворцы приняли нечто такое, которое хоть и называется законом, но по духу – туфта, призванная защитить чей-то конкретно взятый капитал или дать преференции одному клану перед другим, то такой закон исполнять не будут!
– М.: А ты забыл ещё такой момент: сам закон может быть и гениальным, и экстренно необходимым. Но он может быть до такой степени забюрократизирован различными подзаконными актами, что мама не горюй! Вот, к примеру, мне как предпринимателю конкретно мешает наш Налоговый кодекс. Не тем, что он вообще существует, а тем, что из-за него предпринимательская деятельность реально усложняется, а налоговые ставки слишком высокие. Другие законы, развивающие положения Налогового кодекса и определяющие налоговую политику государства, мне тоже не нравятся, потому что превращают любую предпринимательскую инициативу в настоящий геморрой и РЕАЛЬНО ВЫНУЖДАЮТ предпринимателей идти на преступления и правонарушения!
– А.: Ну, я думаю, это отмазка с твоей стороны. В Швеции, например, налоги под 50%, а они всё равно платят, а почему мы не хотим? Я думаю, это просто менталитет такой…
– М.: Нет, тут другое. Дело в том, что любой швед знает, что, заплатив налоги, он получает от этого отдачу. Почти как в магазине: швед пришёл и купил на свои деньги все услуги, что можно купить: качественное здравоохранение и образование, справедливый суд, грамотную социальную политику, гарантии личной безопасности и прочее. А у нас? Пришёл в этот «магазин», отдал деньги, а тебе говорят: завтра приходи. Приходишь завтра – а магазина-то и нет! Вместо магазина стоит мужик в камуфляже и говорит: а почему ты налоги не заплатил?! Понимаешь? Мы вынуждены платить налоги черти куда, не получая ничего взамен.
– А.: А что ты предлагаешь делать? Вообще налоги не платить?
– М.: Нет, почему?! Просто тем людям, которые идут во власть, надо задуматься, в конце концов. Что они хотят от власти? Ведь в первую очередь от них зависит, по каким законам мы будем жить!
– А.: Ты думаешь, многие из тех, кто выдвинулся во власть на муниципальном уровне, знают, что такое закон и законотворчество? Тем более что это не их уровень…
– М.: А почему ты считаешь, что нет? А если и не знают, то пусть нанимают группу юристов и разрабатывают совместно и законопроекты и предложения. А то, что это не их уровень приятия решения – согласен! Но ведь муниципалитеты всё равно могут как-то повлиять на законотворчество хотя бы нашей республики. Ведь ты пойми, наши сограждане – люди очень активные, деловые, предприимчивые! Если им дать возможность спокойно работать, не мешать их инициативности, создать нормальные налоговые условия, продумать схему того, как муниципалитет может на взаимовыгодной основе помочь привлечь бизнес, тем самым увеличив налоговые сборы, то, думаю, от этого польза будет всем! А глава района, когда будет получать очередной титул, к примеру «Лучшее муниципальное образование такой-то зоны в таком-то году», уже не будет жалеть, что впрягся в разработку местной налоговой политики и программы поддержки малого бизнеса.
– А.: Хм… Звучит как декларация о намерениях! Может, возьмёшь и сам разработаешь такую программу развития? К примеру, для Буйнакска? J
– М.: Не… Я занят! У меня времени не будет. Да и единомышленников я в этом деле вряд ли найду.
– А.: Думаешь? Почему?
– М.: Я сегодня с утра смотрел, как местные власти кладут асфальт… Мне стало смешно и печально! Чтобы покрыть асфальтом ямку шириной в один метр и длиной чуть больше десяти, нагнали туда столько техники, будто собирались класть новую дорогу! Такое нерациональное приложение сил не для меня. Они и без меня обойдутся…
– А.: Вот такая пассивность и приводит к тому, что мы все оказываемся в проигрыше!
– М.: Да, оказываемся! Потому что когда ты хочешь что-то искренне поменять, сделать лучше, то к тебе потом приходит человек и говорит: Эй, брат! Не надо суетиться! Тут все решено без тебя…
– А.: Ну, это наша жизнь. От этого никуда не денешься.
– М.: Про жизнь только мне не рассказывай. Видел её в самых разных красках. И не всегда эти краски носили позитивный оттенок .
– А.: Да ты мыслитель!
– М.: Ещё какой! Но всё равно, я знаешь, что думаю? Что народ, дагестанцы, более законопослушны, чем все другие жители России. Мы привыкли жить по адатам, обычаям… Думаю, нам будет легче стать на путь закона, если мы в какой-то части вернёмся к адатам. Ведь и так у нас маслиаты, договорённости и прочее применяется.
– А.: Да ты немного перегрелся, друг мой! Это слишком поверхностное суждение. У всех народов, которые живут в России, да и вообще на планете, ранее был закон, который они слушали. У нас – различные адаты, обычаи, кодексы вачагана и пр. А Псковская и Новгородская грамоты? А «Русская правда» во всех её редакциях? Это ведь те законы, по которым жили народы России. Такие же нормы обычного права и у других народов были. Дело в том, что МЫ ВСЕ (все народы России) потеряли понимание того, что такое закон, что такое норма права, что такое толкование и предназначение закона. И нам, горцам, в некотором смысле будет намного труднее, чем другим жителям России, вернуться к истинному понимаю права и закона. Потому что у нас сейчас в этом плане в Дагестане полная каша: одни тянут к Конституции, другие – к шариату, третьи – к какой-то серединке, четвертые – к адатам, пятые вообще предлагают чёрти что... и на этом фоне население должно выбрать себе путь? Поэтому нам труднее, чем другим. Надо определиться с путём – куда идти. А потом уже приходить к ПРАВОВОМУ КОМПРОМИССУ. И только после этого выстраивать отношение населения к закону.
– М.: Ну, я думаю, это долгий процесс. И выборами он не закончится…
Номер газеты
- 13 просмотров